• Набережная — единственное место в городе, где велосипедисты могут с комфортом покататься.
  • Надежда Багрова, директор ОКЦ, депутат Благовещенской думы.

Зачастую виноваты в таких ДТП сами водители двухколесного транспорта, говорят в ГИБДД. Но куда деваться велосипедистам, число которых на улицах с каждым годом растет, если на дорогах они «путаются» под колесами, а на тротуарах — под ногами.

«Наклейки» по собственному желанию

В среде автолюбителей велосипедистов не случайно называют «наклейками». С начала июля в области произошло уже четыре ДТП с их участием. В одном из происшествий оказался виноват 26-летний водитель «порша», не пропустивший по главной дороге 57—58-летнего велосипедиста. Мужчина оказался в больнице с переломами, сотрясением мозга и закрытой черепно-мозговой травмой. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». Но чаще всего в таких авариях виноваты сами велосипедисты.

 — Они халатно относятся к правилам дорожного движения. И это часто становится причиной ДТП, в которых они же сами получают травмы. Велосипедисты и водители — в разных весовых категориях. Как правило, у велосипедистов нет никакой защиты, часто они ездят без шлемов, — говорит инспектор по пропаганде амурского управления ГИБДД Мария Забыкина. — Одна из распространенных ошибок, которую допускают велосипедисты, едущие по тротуару, это то, что они не спешиваются на светофорах и пешеходных переходах. Пешеход идет медленно, и водитель успевает его увидеть и пропустить, а велосипедиста, который старается пролететь на перекрестке, заметить гораздо сложнее. Кроме того, на дорогах велосипедисты пытаются лавировать, что запрещено в ПДД. И сами водители не воспринимают велосипедиста на дороге как равного и часто не пропускают его даже там, где он прав.

Нередко пострадавшими в ДТП становятся маленькие хозяева двухколесного транспорта. Такие аварии чаще происходят в конце лета. Это время, когда школьники возвращаются с каникул из сел и деревень в город, от жизни в котором уже отвыкли.

Дорога или дорожка?

Согласно своду ПДД, велосипед — транспортное средство. Но его хозяин может передвигаться как по дороге (по направлению движения, но по обочине, не выезжая на середину полосы), так и по тротуару. «Если ты едешь быстро, то твое место на дороге, — говорит председатель амурской федерации велосипедного спорта Иван Болотин. — А если тебе некуда спешить, то лучше ехать по тротуару».

Иван — велосипедист с многолетним стажем и даже с будущей женой познакомился в велопоходе. Говорит, что с тех пор как сел за руль, ни разу не становился участником аварий. Несмотря на это, на дороге ему случалось попадать в затруднительные ситуации, когда потоком машин его прижимало к обочине или перед ним старался проскочить особо прыткий водитель.

И на дороге, и на тротуаре владельцы двухколесных получают в свой адрес массу негатива — пешеходы и автомобилисты осыпают их упреками. Велодорожки, которых очень много в Европе и по пальцам можно перечесть в России, могли бы исправить ситуацию и уменьшить число велосипедных ДТП. Но пока в городе есть лишь одна такая — в благовещенском парке Дружбы. В остальных парках города кататься на великах официально запрещено.

— Было бы логично оборудовать велодорожки на вновь строящихся или реконструируемых городских объектах. Например, на улице Студенческой, где сейчас идет реконструкция, вполне хватило бы места для таких дорожек. Обустроить их в центре города довольно проблематично — у нас узкие дороги. Водителям самим не хватает места на них, — высказывают мнение в ГИБДД области. — Но прежде чем заниматься обустройством велодорожек, в администрации должны оценить целесообразность их создания. Быть может, в городе недостаточно велосипедистов, которые являются постоянными участниками дорожного движения.

Появление велодорожек на центральных улицах города — скорее фантастика, чем реальные перспективы.

 — Если мы хотим создать дорожки для велосипедистов, то нам придется задействовать под эти цели либо часть тротуара, либо часть дороги, но в обоих случаях мы, скорее всего, нарушим установленные нормативы по ширине. Например, ширина тротуара в зависимости от улицы должна быть от 1,5 до 4,5 метра, — аргументируют в управлении архитектуры и градостроительства городской администрации.

Что касается новостроек, то сейчас в городе, по словам специалистов, не строится ни одного объекта, где в проекте были бы предусмотрены велодорожки. Этот элемент вправе внести в техзадание на проект заказчик строительства, но ни мэрия, ни частные инвесторы этого не делают. Оборудование дорожек для велосипедистов означало бы дополнительные затраты.

Один путь — на набережную

Хозяева байков сходятся во мнении, что отдельные дорожки для них в городе нужны, но пока никакой инициативы в этом направлении не проявляли. «Пока велосипедистов еще не так много. Но когда появится критическая масса, думаю, этот вопрос будет решаться, — говорит Иван Болотин. — А пока было бы хорошо, если бы власти отремонтировали уличные тротуары. А то на наших улицах выживают только горные велосипеды — остальные ломаются в два счета».

В благовещенском велоклубе «Амурбайк», существующем с 2005 года, сейчас около 25—30 постоянных членов — это те, кто регулярно участвует в велопрогулках и велопоходах. Большинство из них — профессиональные велосипедисты, которым уже давно не интересно катание по городу. По словам одного из его участников Александра Германа, чаще всего они выезжают в окрестности Благовещенска, но бывают и дальние велопробеги — до Свободного, из Шимановска в областной центр, из Февральска в Экимчан.

Но если профессионалы предпочитают выезжать за город, то простые смертные на двух колесах летом запруживают улицы областного центра. И покататься в свое удовольствие им можно только на набережной Амура, где, правда, нет специальных дорожек, зато есть свободная от автомобилей пешеходная зона.

 — В проекте реконструкции набережной реки Амур не были предусмотрены велосипедные дорожки. Но в ближайшем будущем на новом участке набережной будут оборудованы стоянки для велосипедов — для них созданы специальные карманы, — объяснили в Главном управлении капитального строительства Благовещенска, являющемся заказчиком строительства объекта.

Надежда Багрова, директор ОКЦ, депутат Благовещенской думы: 

 — Когда год назад мы начали ремонтировать парк, решили попробовать обустроить велодорожку. Сейчас велосипеды — это модный транспорт, но кататься на них по большому счету негде. Мы видим, что наша дорожка пользуется популярностью — по ней ездят и велосипедисты, и роллеры, и скейтбордисты. Но пока она не очень протяженная. Сейчас идет ремонт второй части парка, и там тоже будет оборудована велодорожка. Такие дорожки — это недешевое удовольствие, но они необходимы — в условиях города это прекрасная возможность заняться спортом и провести время на свежем воздухе. Как депутат могу сказать, что для того, чтобы думе выйти с инициативой обустройства таких дорожек на вновь строящихся объектах, нужно, чтобы сначала инициатива поступила от самих граждан города или от федерации велосипедистов. Если они напишут письма на имя главы администрации, главы муниципального образования, губернатора, то у нас будет возможность обсудить эту идею на заседании сначала профильного комитета, а затем и думы.

ПДД для велосипедистов

Несмотря на плавающий статус — не то водителей, не то пешеходов — велосипедисты обязаны знать правила дорожного движения. И в своде есть отдельная глава № 24, касающаяся их, которая содержит немногочисленные, но жизненно важные правила передвижения.

Главные из них:

— на дорогу на велосипеде можно выезжать только с 14 лет;

— велосипедисты должны двигаться только в один ряд, в правом ряду;

— велосипедистам запрещено поворачивать налево и перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.

В КоАП есть две статьи, по которым велосипедистов могут оштрафовать. Это части 2 и 3 статьи 12. 29 КоАП РФ — нарушение правил дорожного движения и нарушение правил в состоянии опьянения. Штрафы колеблются от 300 до 500 рублей. Как говорят в ГИБДД, велосипедистов штрафуют, но значительно реже, чем владельцев тех же мопедов.

Пострадал в ДТП — иди за страховкой

Велосипедист более беззащитен на дороге, чем автомобилист. Но если он пострадал в аварии, в которой виноват водитель машины, хозяин велосипеда вправе получить компенсацию ущерба от компании, в которой застрахован автомобиль нарушителя.

 — Любой пострадавший в аварии, где оказывается виноват наш страхователь, может получить у нас компенсацию. Он должен представить документы, подтверждающие, что он являлся участником этой аварии и что это его собственность пострадала, а также ряд других документов, — сообщили в отделе регулирования убытков одной из крупнейших страховых компаний Приамурья. — Если речь идет об ущербе транспортному средству, то мы гасим затраты на его ремонт.

Аварии с участием велосипедистов в Амурской области

17 (4 погибших, 16 раненых) — 2009 год

22 (4 погибших, 20 раненых) — 2010 год

25 (3 погибших, 23 раненых) — 2011 год

28 (28 раненых) — 2012 год 

15 ДТП с участием велосипедистов, в которых пострадали 17 человек (шесть из них — дети), зарегистрировали в области за первое полугодие 2013 года. Шесть из них произошло в областном центре.

Возрастная категория материалов: 18+