Игорь Дибцев, президент ОАО «РКС»Игорь Дибцев, президент ОАО «РКС»

С 2006 года РКС приступили к деятельности в Карелии, в 2011 году — в Тольятти и Улан-Удэ, с 2012 года взяли в управление Водоканал Самары. Итоги первой десятилетки РКС и современное состояние жилищно-коммунальной отрасли мы обсуждаем с президентом компании Игорем Дибцевым.

— Игорь Николаевич, сегодня, как и 10 лет назад, в отношении ЖКХ звучат два предложения: необходимо привлекать частные инвестиции и необходимо сдерживать тарифы. Кажется, что за десять лет ничего не изменилось. Ваше мнение?

— Эти на первый взгляд взаимоисключающие установки действительно существовали, существуют и еще долгое время будут оставаться среди ключевых направлений в стратегии развития отрасли. И потребность отрасли в инвестициях, и социальная значимость отрасли ЖКХ огромны и общеизвестны. Выход сегодня видится в контролируемых долгосрочных инвестициях, не оказывающих сильную нагрузку на тариф.

Потребность в инвестициях на обновление и модернизацию фондов ЖКХ оценивается сегодня на уровне 9 триллионов рублей. Как вы знаете, потребности в бюджетном финансировании по другим отраслям экономики и социальной сферы также огромны, поэтому, я думаю, что в ЖКХ, которое по природе своей является сферой хозяйственной, а не социальной деятельности, доля внебюджетных инвестиций в ближайшие годы будет увеличиваться. Без них обеспечить модернизацию коммунальных объектов невозможно. Те регионы, которые смогут эффективно взаимодействовать с частными инвесторами, в конечном итоге окажутся более благополучными с точки зрения комфорта проживания и надежности коммунальной инфраструктуры.

Что же касается идеи сдерживания тарифов, то она обязательно присутствует в монопольных секторах экономики. Но, на мой взгляд, за десять лет все участники рынка ЖКХ пришли к пониманию того, что тарифы нужно не просто сдерживать предельными индексами роста, а обеспечивать контролируемые затраты и доходы предприятия, регулировать рентабельность. Экономически обоснованный тариф на услуги предприятия и цена услуг для населения — это разные понятия. Если тариф не является общедоступным, то может быть принято решение о занижении цены услуги для населения и одновременно дотировании предприятию выпадающих доходов, или же муниципалитет может идти по пути адресных субсидий населению. Простые популистские решения о замораживании тарифов без источников покрытия убытков сегодня принимаются крайне редко.

— На территориях деятельности РКС есть примеры такой необоснованной тарифной политики?

— Они единичны. Так, к примеру, проблема «межтарифной разницы», когда тариф для потребителей услуг оказывается ниже экономически обоснованного тарифа, утвержденного для предприятия, актуальна в Тольятти. В 2010—2012 годах тепло отпускалось потребителям Комсомольского района Тольятти по заниженным тарифам. Выпадающая разница должна была дотироваться из бюджета, однако бюджетные ассигнования так и не поступили. Возник спор между бюджетораспорядителями различного уровня, кто именно должен дотировать тариф. По итогам двух лет управляющие компании города недоплатили ресурсоснабжающей организации 305 млн. рублей. Уже в этом году Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск одной из крупных тольяттинских управляющих компаний, постановив, что в связи с введением льготного тарифа для населения экономически обоснованные затраты предприятия должны были компенсироваться из городского бюджета.

Негативные примеры тарифных решений были у нас и по некоторым другим территориям. Особенно проблемными в последние годы были тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую на котельных, в которых не учитывалась реальная стоимость топлива, расходуемого для выработки тепловой энергии.

Подобная тарифная политика говорит либо о некомпетентности тарифного органа, либо о спланированном доведении коммунального оператора до кризисной ситуации. К счастью, таких примеров у нас не много.

— На ваш взгляд, сильно ли за эти 10 лет изменилась ситуация в ЖКХ? Какие перемены можно назвать ключевыми?

— Я бы повторил оценку, которая была дана состоянию ЖКХ на Госсовете, состоявшемся 31 мая этого года. Реформа в отрасли идет, но многолетние усилия пока не дали ощутимого практического результата. Инвестиционный климат в ЖКХ остается неблагоприятным, желающих вкладывать свои средства на долгосрочной основе очень мало. Хотя механизмы возврата инвестиционных вложений год от года совершенствуются, однако, на мой взгляд, планируемый срок возврата инвестиционного капитала в диапазоне от 20 до 30 лет в текущей экономической ситуации для инвесторов малопривлекателен. С учетом существующих рисков инвесторами в основном рассматриваются проекты с горизонтом окупаемости в 10—15 лет.

Высокие риски и низкая доходность определили то, что частных операторов в этой сфере до сих пор можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя со времен так называемого «первого призыва» бизнеса в ЖКХ прошло уже 10 лет.

На протяжении всех этих лет в отрасли сохраняется острая проблема неплатежей, которая связана в меньшей степени с долгами конечных потребителей, в большей степени — с проблемами институционального толка. Если в начале 2000-х основным генератором неплатежей выступали неадекватное тарифное регулирование, несовершенство мер социальной поддержки потребителей услуг, неэффективная работа МУПов и ГУПов, то сегодня большинство из названных проблем решены, основной же причиной долгов стали несвоевременные расчеты и злоупотребления управляющих компаний, получивших статус исполнителей коммунальных услуг и распоряжающихся платежами граждан. В настоящее время РКС в судебном порядке пытаются взыскать с должников 4,4 млрд. рублей, львиная доля — долг управляющих компаний.

При этом позитивные изменения, конечно, есть. На мой взгляд, в первую очередь улучшения связаны с тарифным регулированием. За эти десять лет неудовлетворяющая по многим параметрам методика формирования тарифа, исходя из затрат предприятия, была усовершенствована, дополнена другими методиками, в том числе методикой установления тарифов на основе доходности инвестированного капитала, так называемое RAB-регулирование. Разработаны и другие методики — индексации, сравнения аналогов. Более детальному анализу при установлении тарифов подвергается структура расходов, а значит, появилось понимание того, что без инвестиционной составляющей нет и инвестиций, для реализации производственной программы по подготовке инфраструктуры к зиме необходимо предусмотреть соответствующие расходы в тарифе. Казалось бы, что это вещи очевидные. Но на самом деле еще десять-пятнадцать лет назад многим казалось, что инвестор — это благотворитель, а производственная программа должна выполняться только потому, что в коммунальной компании есть сварщики и слесари.

Еще один ключевой, на наш взгляд, шаг, который сделан в ходе реформы отрасли, — это переход к концессионным отношениям. «Российские коммунальные системы» уже заключили концессионные соглашения во Владимире и Перми, и мы планируем перейти от аренды к концессии и в других наших регионах. Концессия позволяет упорядочить обязательства концессионера и концедента в долгосрочной перспективе, снизить взаимные риски и, таким образом, привлечь банковские кредитные ресурсы на реализацию инфраструктурных проектов на длительный срок и под низкие проценты. В концессии особенно тщательно прописываются инвестиционные обязательства и тарифные решения.

Виды деятельности «РКС»

Выработка тепла.

Транспорт тепла.

Транспорт электроэнергии.

Водоснабжение и водоотведение.

Реализация коммунальных услуг.

Эксплуатация, обслуживание и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры электроснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения.

ОАО «РКС» в цифрах

29 мая 2003 года — дата создания

10 субъектов РФ имеют дочерние компании ОАО «РКС» 

35 миллиардов рублей — годовой объем оказываемых услуг

6,5 миллиона человек — потребители услуг

20 тысяч человек работают в компании

Возрастная категория материалов: 18+