• В формате романа Людмила работала впервые, это ее первый «сольник».

 Как стать мастером пера, чьи произведения не просто читают, но и покупают серьезные издательства, откуда приходят фантастические сюжеты — об этом и многом другом сегодня в номере.

Тишина как вдохновенье

— Людмила, вы написали книгу в жанре фэнтэзи, которая недавно вышла в рамках большого литературного проекта «Ник Перумов. Миры». Расскажите немного о своем произведении.

— «Терракотовые сестры» — часть большого цикла. Это полноценный роман, первый мой «сольник», роман, который полностью написала я, и в книге только он. У меня это не первая публикация, но в формате романа работаю впервые. Ник Перумов обозначил границы для всех авторов — действие романов должно происходить в трех мирах: на нашей Земле, где нет волшебства, ее магическом двойнике — Альтере, где есть волшебство, и третий мир — Аррет — мир хаоса, техногенных катастроф, разрушений. Авторы в силу своей фантазии, знаний наполняли эти рамки. Действующие лица моего романа в основном женщины, связанные кровными узами. Им предстоит отстоять границы всех трех миров, чтобы сохранить хрупкое равновесие.

— Как приходит это наполнение? Ваши сюжеты — это сны, воспоминания из детства?

— По-разному бывает… В данном случае снов не было, мне просто понравилась идея троемирия. Несколько дней носила ее в себе, и как-то сюжет пришел. Бывает иначе. В трилогии «Жизнь на вкус» есть детали, подсмотренные из жизни. Увидела, как в магазине двое пожилых людей очень трогательно держатся за руки, покупая творог. И как-то незаметно они перекочевали в книгу… Главное, при написании классического фэнтэзи знать матчасть, чтобы не напортачить в деталях или заново не изобретать велосипед. Например, описывая волшебный мир, нужно знать, какие бывают эльфы или драконы.

— Вы живете в реальном или все-таки немного фантастическом мире?

— При написании романа я не ходила по дому с мечом и в кимоно. Учитывая, что я мать троих детей, это было бы очень странно — могла бы травмировать детскую психику. Я живу как все — в реальном мире. В общем, обычный человек.

— Как вы совмещаете воспитание троих детей и литературное творчество?

— Старшего ребенка отправляешь в школу, среднего — в садик, младшего кормишь завтраком, потом занимаешься домашними делами. Вечером всех укладываешь спать, включаешь ноутбук и работаешь. Бывают, конечно, творческие кризисы, когда просто не пишется. Сейчас у меня в работе рассказ, я уже его продумала, название есть и даже две строчки, но пока сесть и написать почему-то не получается. Для того чтобы творить, мне нужна тишина — это для меня очень важно. У меня тихое вдохновение.

— Ваши произведения дети читают?

— Моему старшему ребенку 15 лет, среднему — четыре года, а младшему всего два. Так что пока только старший сын интересуется. Он, кстати, у меня был бета-тестером — приглашенным редактором, который смотрит на твое произведение свежим взглядом, выискивает какие-то несостыковки в сюжете.

Мастер-классы от мэтров

— Не могу не задать этот вопрос: как вы познакомились с Ником Перумовым?

— На конвенте читающих и пишущих любителей фантастики — «Росконе», который ежегодно проводится в Подмосковье. Это своего рода творческая встреча опытных и начинающих писателей-фантастов. Мастера делятся опытом с молодыми ребятами. Чтобы попасть на «Роскон», нужно прислать свой текст, если мастера он заинтересует, то вас приглашают на мастер-класс. Дорога и проживание за свой счет. У меня приняли текст, да и деньги были. Ник Перумов ответил мне лично, так и познакомились. До сих пор переписываемся, общаемся по скайпу.

— Учились на писателя или у вас врожденный талант?

— Училась на писателя пять лет в литературном институте в Москве. Хотя многие и говорят, что специальное образование для писателя не так важно, как талант, но в моей голове не укладывалось, как можно писать без профессиональных знаний. Больше всего со времени учебы запомнились мастер-классы живых классиков, критиков, литераторов. Существовал некий институт ученичества. Я ходила в класс к Анатолию Приставкину — очень доброму и мудрому наставнику. Кстати, собирались мы в администрации президента… на Лубянке.

Работать и не обижаться

— Расскажите, как пробиться в большую литературу?

— Вы считаете, что я это сделала? Спасибо. А вообще, главный совет молодым авторам: перестать считать себя гением. В 18 лет мы все знаем, как нужно жить, как правильно писать. Во-вторых, стоит набраться терпения. Сейчас очень многие пишут, но читать не всех хочется. Нужно уметь критически относиться к себе и к тому, что ты пишешь. Текст нужно нести в редакцию качественный, конкуренция в литературном мире очень большая. Должен быть интересный сюжет, читаемый язык. К сожалению, молодые авторы часто пишут по мотивам чего-то… Надо искать свою — оригинальную идею.

— И все-таки, дайте практический совет молодым и гениальным…

— Дайте почитать свое творение десяти друзьям. Если те в один голос скажут, что произведение гениальное, отдайте его почитать своим врагам. Если враг умер от зависти, то положите свое гениальное произведение в стол, хотя бы на месяц, а потом перечитайте. И подходим к самому сложному и болезненному — правке. Править себя нужно, как врага — с ненавистью, вычеркивая все лишнее. А уже потом отправлять произведение в издательства. Кстати, не поленитесь изучить каждое в интернете. Это нужно сделать для того, чтобы не посылать любовный роман в издательство, которое специализируется на альтернативной фантастике. Как правило, хорошие издательства дают ответ при получении рукописи, а также принимают ее или нет. Если не получили ответа, то не стесняйтесь напоминать о себе. Толстые литературные журналы — еще одно прекрасное подспорье для молодых авторов. Главное, не обижайтесь, если вам откажут. Журналов и издательств много…

— Какая литература сегодня на пике моды?

— Литература, как и одежда. Нельзя сказать, что в моде только мини или макси. В литературе точно так же. Кому-то нравятся детективы, кому-то фантастика.

— Писательством можно себе на жизнь заработать?

— Если заниматься этим упорно и добиться определенного результата — то да. При заключении договора с издательством прописывается и сумма гонорара для автора. Не скажу, что зарабатываю на хлеб с икрой, просто на хлеб. Другое дело, если вы уже именитый писатель. В этом случае известный и популярный автор устанавливает свои правила. Если честно, то путь к успеху достаточно длительный. Проснуться знаменитым сегодня вряд ли удастся. Очень большая работоспособность нужна. Если пишешь меньше книги в год, то и не стоит, наверное, даже пытаться пробиться в большую литературу.

Ник Перумов:  

«Не зря, не зря наш мир остается "закрытым", отрезанным от магии. Не зря захаживал к нам великий Мерлин, оставив по себе долгую память. Не зря случается и у нас чудесное, необъяснимое, волшебное, от которого мы, однако, спешим скорее отвернуться, потому что "этого не может быть, потому что не может быть никогда". И наш Проект исследует именно это — триединство нашей Земли, ее "реальную", "темную" и "светлую" стороны».

Уникальный межавторский литературный проект «Ник Перумов. Миры» стартовал в 2007 году. Девятый роман в проекте — «Терракотовые сестры» — принадлежит перу амурчанки Людмилы Судейкиной.

Возрастная категория материалов: 18+