Паводок держит жителей области в напряжении и порождает массу домыслов и страхов. «Амурская правда» решила разобраться в ситуации и развеять мифы о происходящем на Зейской ГЭС.

Трещина в умах

 — Зейская ГЭС работает в нормальном режиме, никакой трещины в плотине нет! — категорично заявил «Амурской правде» главный инженер филиала ОАО «Русгидро» «Зейская ГЭС» Алексей Панчуков. Гидротехническое сооружение контролируется тысячами датчиков, любое даже микронное смещение фиксируется.

 У нас стоит достаточно мощный сейсмокомплекс. Кроме того, специальная служба мониторинга оборудования гидротехнических сооружений обходит все гидротехническое сооружение, все контрольные точки, два раза в сутки. Сооружение находится под полным контролем и работает в штатном режиме.

 По словам директора «Зейской ГЭС» Ирины Савельевой, замечаний к работе гидростанции нет.

 — ГЭС работает в штатном режиме, претензий к работе гидротехнического сооружения, агрегатов, всего основного оборудования нет. В соответствии с инструкцией проводятся учащенные обходы. Ежедневно составляются акты осмотра, замечаний по работе сооружения и оборудования нет, — поясняет она.

 Зейская ГЭС спасла от наводнения

Мнение, что Зейская ГЭС виновата в рукотворном наводнении, по словам энергетиков, в корне неверно. На самом деле гидростанция, напротив, спасла область от еще большего паводка, накапливая воду в резервной части водохранилища, объясняют специалисты.

— На территории Амурской области, в том числе верховьях Зейского водохранилища, уже длительное время идут дожди. Подтопление территорий, в частности Ивановки и других населенных пунктов, началось значительно раньше, чем Зейская ГЭС открыла водосливную часть плотины. Почва еще за три недели до начала сбросов пропиталась водой, было подтопление. Именно поэтому губернатор принял решение ввести в Приамурье режим ЧС. В этой ситуации Зейская ГЭС являлась единственным буфером, который сдерживал наводнение, — обращает внимание директор филиала ОАО «Русгидро» «Зейская ГЭС» Ирина Савельева. — К сожалению, дождливая погода сохраняется на всей территории области. И до настоящего времени мы по-прежнему сдерживаем аномальные паводки.

Приток воды к плотине продолжает расти. В настоящее время он составляет в среднем 9 200 кубических метров в секунду. ГЭС за это время расходует, проводя холостые сбросы, 3 482 кубометра. Уровень водохранилища растет, а вместе с ним уменьшается его резервная емкость.

— Зейское водохранилище — третье по величине в России, но и оно имеет ограниченную емкость, сегодня она подходит к своему пределу. Мы накопили очень большие объемы воды, аккумулировали громадный объем — полторы годовых нормы. Буквально за 2,5 месяца — май, июнь и частично июль — мы набрали такой объем воды, который должны были набирать полгода, с мая по октябрь, — объясняет главный инженер гидростанции.

Сбросы необходимы 

Зачем ГЭС сбрасывает воду, если в области и так наводнение? Специалисты объясняют в ответ: это необходимо, иначе вместо контролируемых холостых сбросов случится перелив воды из водохранилища.

— Если не проводить холостые сбросы, плотину не прорвет, но произойдет перелив через водосливную часть. В данный момент расход воды, проходящей через гидроузел, составляет 3 500 кубических метров в секунду, приток в водохранилище — 8 900 кубометров, — объясняет главный инженер Зейской ГЭС. Представить, что будет, если эта вода вместо того, чтобы постепенно проходить через гидроузел, бесконтрольно польется, что называется, через край, несложно. Последствия такого «слива» на ГЭС будут куда более опасными, чем ведущиеся сейчас регулируемые сбросы. «Есть уровни роста водохранилища, мы не можем, видя, что приток сохраняется и мы достигли определенных отметок, не сбрасывать. При определенных отметках емкость необходимо освобождать для дальнейшего сбора паводка», — поясняет Ирина Савельева.

— Не сбрасывать просто нельзя. Плотина для этого и создана, чтобы регулировать сток водохранилища, — резюмирует Алексей Панчуков. 

Возрастная категория материалов: 18+