В эвакопунктах пострадавшим помогают готовить документы  и оказывают юридические консультации.В эвакопунктах пострадавшим помогают готовить документы и оказывают юридические консультации.

— Наша задача — давать юридические консультации и разъяснять людям, как поступить в той или иной ситуации, — поясняет омбудсмен Любовь Хащева.

По словам уполномоченного, люди зачастую сталкиваются с препятствиями на самом первом этапе подготовки бумаг.

— В аппарат уполномоченного поступают вопросы о том, куда непосредственно нужно приходить, чтобы получить компенсации, как написать заявление на оказание помощи, — рассказывает Любовь Сергеевна.

— Действительно, на местах мы столкнулись с тем, что люди задают простые вопросы — кому написать заявление, как его написать, к кому обратиться, чтобы получить помощь, — согласен секретарь амурской Общественной палаты Владимир Седов. — Поэтому мы разработали методическую рекомендацию, которую оставляем во временных пунктах размещения. Кроме того, консультацию по этому поводу можно получить, позвонив в Общественную палату. Мы должны донести до каждого, что государство их не забыло, и область тем более.

Между тем, чтобы проверить, как осуществляется помощь амурчанам, в Благовещенск в ближайшие дни намерена приехать руководитель рабочей группы Общественной палаты России по социальной политике Елена Тополева.

По словам Любови Хащевой, сейчас пострадавшие часто обращаются за помощью с более «узкими» проблемами. Одна из главных — отсутствие прописки в подтопленном доме или вообще права собственности на разрушенное водой жилье. Это затрудняет получение компенсаций.

— В одном из сел женщина более 20 лет проживала с гражданским мужем, их дом полностью затопило. Но прописана она в другом месте. Естественно, когда эти люди подали заявление на компенсацию, женщину как члена семьи собственника учитывать никто не стал, — рассказывает омбудсмен. — Или вот другой пример в поселке Зазейский: построили дом, был приусадебный участок. Но оказалось, что жилье никак не оформлено, нет даже разрешения на строительство.

В таких случаях юристы из аппарата уполномоченного по правам человека могут помочь оформить исковые заявления в суд, а при необходимости поприсутствовать на заседании. В случаях с пострадавшими от наводнения иски рассматриваются оперативно, как правило в течение 5—7 дней, отмечает уполномоченный. В подавляющем большинстве случаев решения принимаются в пользу пострадавшего. Кстати, в таком же оперативном режиме работает и миграционная служба, которая быстро выдает взамен потерявшихся паспортов временные справки.

О том, как отработали с населением главы муниципалитетов, судить предстоит прежде всего зимой, считает Любовь Хащева.

— Конечно, в работе глав присутствуют ошибки. Но настоящая оценка их деятельности будет дана, когда мы войдем в зиму. Если у нас никто не замерзнет и все будет нормально, тогда можно говорить о том, что главы отработали качественно, — подчеркивает омбудсмен.

 Помощь распределяют точечно

В области работает более 10 пунктов сбора материальной помощи пострадавшим от наводнения, три из них — от Общественной палаты области. Распределение материальной помощи здесь решили сделать точечным. Сотрудники палаты принимают звонки и после этого, исходя из потребностей конкретных жителей, отправляют людям необходимый набор вещей.

— Вещей у нас собрано много, но мы считаем, что правильнее не просто отправлять их по районам, а везти непосредственно тем людям, которым эти вещи необходимы. Получив заявку, мы доставляем помощь по указанному адресу, — отмечает секретарь Общественной палаты области Владимир Седов. — Таких обращений и по Благовещенску, и по прилегающим к нему районам предостаточно.

Со своей стороны собирает материальную помощь и амурский аппарат уполномоченного по правам человека. Причем вещи для пострадавших приходят и от коллег из других аппаратов страны.

— Откликнулась вся страна. Кто-то из коллег перечислил нам однодневный заработок, кто-то прислал вещи, — рассказала 
омбудсмен Любовь Хащева.

Ради пострадавших аграриев хотят изменить закон

По постановлению Правительства РФ ущерб, нанесенный сельскому хозяйству, оценивается только в связи с засухой. А вот наводнение в документе не учтено.

Исправить этот недочет решили амурский сенатор Николай Савельев и Общественная палата области.

— Совместно с нашим сенатором мы готовим ходатайство в Общественную палату ДФО, чтобы дополнить закон и в результате сельхозугодия стали считать пострадавшими не только в связи с засухой, но и наводнением. У нас есть предварительная договоренность, что мы выйдем с такой инициативой в Общественные палаты Дальнего Востока, особенно в пострадавшие субъекты. А далее рассчитываем на то, что инициатива дойдет до Москвы и проблема решится на федеральном уровне, — рассказал секретарь Общественной палаты Приамурья Владимир Седов. 

Возрастная категория материалов: 18+