• Новый трехэтажный дом привозили по частям и уже на месте собирали по принципу конструктора.
  • После новоселья Лида Кошкарева вместе с мамой Ольгой гуляют каждый день.
  • «Здесь евроремонт радует и окна пластиковые».

Такой же человек

— Сейчас Лидочка пойдет гулять! — неугомонная Ольга Кошкарева бережно пересаживает в инвалидную коляску родную дочь. 26-летняя девушка страдает детским церебральным параличом и значительную часть своей жизни была вынуждена провести в ограниченном пространстве.

— Мы, конечно, и в старом доме старались не сидеть. Брала Лиду на руки и потихоньку спускались со второго этажа. С возрастом делать это было все тяжелее, она ведь у меня уже взрослая. Зато сейчас каждый день гуляем, и концерты на стадионе не пропускаем. Народ, конечно, косится, но я уже не обращаю внимания, ведь Лидочка такой же человек, — поправляя летнюю шляпу на голове дочери, продолжает делиться эмоциями Ольга Владимировна. Лида, в силу заболевания, говорить не может, но согласно улыбается, вторя словам матери. Долгие годы эти женщины несли совместный тяжкий груз Лидиного заболевания в старой хибаре. Когда-то давно их барак предназначался для временного проживания гидростроителей.

На закате советской власти возведение Бурейской ГЭС затянулось, как и существование сотен рабочих семей. Они стали настоящими заложниками неустроенности, вечной изморози на окнах и несбывшихся мечтаний о благоустроенном жилье.

— Смотрите, тут и коридор шире — коляска спокойно проходит, и ванна ниже — хоть каждый день купайся, — показывает блага цивилизации счастливая мать. — Мы всю зиму в шортах по ковру ползали, к такому теплу даже привыкнуть еще не успели. И комната у Лиды теперь отдельная, я первым делом ей диван новый купила. Сейчас ждем, когда площадку облагородят и белье можно сушить, стирать ведь каждый день приходится.

Мать и дочь медленно спускаются по плавному пандусу во двор, благо погода вновь радует солнечным теплом. По словам Ольги Владимировны, большего для полного счастья и не нужно.

Кошкаревы вместе с другими счастливчиками получили ключи от новых квартир в новогодние праздники и уже полгода ведут обустройство на новом месте. Их проблема сдвинулась с мертвой точки в августе прошлого года, когда в Талакан приехал с рабочей поездкой губернатор Олег Кожемяко. Внимание главы области привлекли три аварийных барака. В силу преклонного возраста они давно на ладан дышат, а тут еще землетрясение случилось. По старым стенам поползли трещины. Жить в таких условиях стало опасно.

В октябре началось строительство первого дома. За основу была взята уже испытанная Приамурьем технология модульного строительства. Работу выполнял Хабаровский завод гражданского и промышленного домостроения. Новый трехэтажный дом привозили по частям. Кухни отдельно, комнаты отдельно. Уже на месте все собирали по принципу конструктора.

Дачу буду продавать!

К 19 августа напротив первого дома выросла вторая трехэтажка. Домики-близнецы обиты ярким металлосайдингом, внутри стен утеплитель.

— Я дачу свою продам, — категорично заявляет новосел Владимир Корнев. — Ходить туда уже тяжело, да и надобности особой в ней теперь нет. Здесь жить можно. Мебель только перевезу.

Владимир Иванович — гидростроитель с большим стажем. По профессии изыскатель, он успел приложить руку к Саяно-Шушенской, Красноярской, Воткинской гидроэлектростанциям. Помнит, как жил в палатках, трудился не от страха и на совесть. В 1987 году судьба и работа занесли в Талакан — Бурейской ГЭС требовались специалисты. С тех пор потянулись годы нехитрого барачного прозябания.

— Мы ведь молодыми были, об удобствах особо не задумывались, быт на втором месте, главное — работа, — делится новоиспеченный квартирант. — Бараки наши из строительных вагончиков были сложены. Сначала еще ничего, казалось, жить можно, а потом картошка в ведре на кухне замерзла, однажды батарею разорвало — и лед по углам... Жуткие моменты были. В последнее время даже на дачу переселился. А в этих новостройках, говорят, тепло. Я уже ходил в соседний дом, интересовался, там люди перезимовать успели.

В соседней квартире стук и шум электродрели. Юлия Подгорная вместе с сыном разбирают вещи и советуются с мастером, как провести кабельное телевидение.

— Мы пять месяцев мыкались по родным и знакомым, не знали, где ночевать очередную ночь будем. Сейчас вещи собираем в разных местах, — сетует женщина. Юлия Юрьевна прожила в старом доме ровно двадцать лет. В Талакане оказалась благодаря папе, который очень любил строить, причем в разных уголках Дальнего Востока.

— Сюда из Райчихинска переехали, до этого на Чукотке жили. Я в Талакане школу закончила, дети родились, — вспоминает историю жизни хозяйка новой квартиры. — Квартира старая была неплохой, но в прошлом году стена соседнего подъезда начала складываться пополам и лестница отвалилась. Людей оттуда в новый дом, который напротив нас, переселили. Нас осталось всего несколько семей. В брошенных квартирах неизвестные люди стали обитать, пожары устраивали и даже в форточку к нам пытались залезть. Я устала пожарных и полицию вызывать. Пришлось съехать оттуда. Здесь евроремонт радует и окна пластиковые. Конечно, хотелось бы просторнее, но жить можно дальше. Мы, честно говоря, не ждали, что так быстро вопрос решится.

В Талакане к новым трехэтажкам повышенное внимание. Благодаря им удалось снести три старых дома. Однако старых временных бараков, отметивших не одно и даже не два десятилетия, в поселке гидростроителей хватает с избытком. Как уверяют власти, на двух новостройках процесс переселения не закончится. Уже в ближайшее время будет заложен очередной современный дом. Он будет больше своих предшественников, благодаря чему новые квартиры обретут жильцы еще трех старых бараков.

Мнение

Дачи, гаражи, традиции

Марина Трусова, исполняющая обязанности главы поселка Талакан

— Ветхие временные бараки — головная боль нашего муниципального образования. У нас местами зимой температура опускается до минус 52 градусов. Люди живут в тяжелых условиях, зимой вынуждены платить внушительные суммы за электроэнергию, потому что без обогревателей прогреть такое жилье невозможно. Как правило, это бараки постройки конца восьмидесятых годов прошлого века. Никто не рассчитывал, что строительство ГЭС затянется и временное жилье превратится в постоянное.

Когда в августе прошлого года после приезда губернатора проблема начала сдвигаться с мертвой точки, люди с нетерпением ждали новоселья. Деньги выделялись по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Причем никто не захотел переезжать в так называемый Новый город, это благоустроенный микрорайон на территории Талакана. Все захотели остаться здесь, в старой части поселка. У многих здесь гаражи, дачи, даже традиции. Поэтому было принято решение возводить новостройки на месте снесенных бараков. Сейчас уже готовится строительство очередного дома на 27 квартир, деньги на него выделяются по программе модернизации ЖКХ согласно 185 ФЗ.

Возрастная категория материалов: 18+