• Поднятый на целине совхоз «Пограничный» сделал из Ивана Багрова Героя Соцтруда.
  • «Золотую Звезду» вручает первый  секретарь Амурского обкома КПСС  Степан Авраменко.

Роскошь небывалая

Голове бы закружиться от успехов, заслуг и званий. Люди такой породы давно товар штучный, эксклюзивный и уникальный. Много ли их осталось — «золотых» героев последних пятилеток? По пальцам пересчитать… Иван Игнатьевич Багров на 91-м году жизни с долей грустной иронии вспоминает, как купил на первую зарплату черного хлеба, простенький костюм с настоящими ботинками да пальто с воротником. Для худого шестнадцатилетнего мальчишки роскошь была небывалая.

— Мы в Калининской области, когда жили, получали на трудодень 5 копеек и 300 граммов льняной мякины. Всю колхозную продукцию сдавали государству. Досыта никогда не ели, а в 32—33-х годах голод страшный пережили. Теперь представьте мои чувства, когда получил первую зарплату в совхозе «Партизан» Амурской области. 360 рублей! Я ни разу в жизни денег таких не видел. Вышел из конторы, пачку купюр в руках трясущихся держу и не верю. Вернулся к бухгалтеру: «Вы неправильно мне насчитали?». Он в ответ: «Все твое, заработанное». Я тогда к председателю: «За такие деньги слишком мало тружусь, дайте мне еще работу». Днем корма на ферму возил, а по ночам коровники от навоза чистил.

Если бы не случай, неизвестно, как могла сложиться судьба подростка из полуголодной деревни Максимцы Калининской области. До переезда в Приамурье он успел поработать пастухом, помогал родителям на ферме. Семья, в которой росло шестеро детей, прозябала в бедности. Трудились от зари до зари, но жили на подножном корме. Выбраться из нужды и сменить место жительства мешало отсутствие документов. Государство фактически держало крестьян в заложниках, у родителей Ивана Игнатьевича даже паспортов не было. Все изменилось после замужества одной из сестер. Девушку присмотрел пограничник с Дальнего Востока. Вскоре оттуда пришел вызов за подписью самого Григория Котенко, легендарного председателя амурского колхоза «Партизан».

Благословение обкома

На втором году войны призвали Ивана Багрова в армию, демобилизация состоялась только через 5 лет. Повоевав с Японией в береговой артиллерии, вернулся домой. Карьера неожиданно пошла вверх.

— Какое там образование?! — машет рукой ветеран сельского хозяйства. — Я семилетку оканчивал, уже работая в «Партизане». Со временем бригадиром назначили, управляющим отделением. Кстати, там коров доить научился. Доярки мои работают, все стараются, но время поджимает. Я тогда один раз попробовал, второй… Пальцами сначала доил, потом, как все, кулаками за сосцы дергать научился. Образование получать приходилось попутно. Сначала Всесоюзную школу директоров совхозов окончил, а когда на первый курс Благовещенского сельскохозяйственного института поступил, меня внезапно в обком партии вызвали. Как сейчас помню — 1960 год шел. Волновался жутко. Захожу в девять утра в кабинет, там Авраменко, заместители его. Говорят, успехи в вашем хозяйстве заметные, надо бы совхоз «Волковский» возглавить. Я сначала отказываться пытался, но там бесполезно кого-то переубеждать. Получил обкомовское благословение и пошел работать. Дела сразу пошли неплохо, но долго я там все равно не продержался.

Спустя год с небольшим Багрова вновь вызвали на ковер и после недолгих разговоров предложили взять под командование новый совхоз в Константиновском районе. Хозяйство на целине, с нуля. Иван Игнатьевич, к тому времени отец четверых детей, попросил время на раздумье.

— Сразу собрался и поехал посмотреть на этот «Пограничный». Там голая земля, комсомольцы из центральных регионов страны в палатках живут, зябь только предстоит поднимать. Вернулся я в управление сельского хозяйства и честно говорю: «Я туда не поеду, мне свой «Волковский» еще развивать и развивать». В ответ такая фраза: «Извини, но обратной дороги нет. Твоя кандидатура утверждена в ЦК КПСС!». После этого десять лет не был в отпуске — только строительством занимался и пашню поднимал.

В те годы появились в новом совхозе улицы Пограничная, Ленинская, Первомайская, Целинная. Дома строили капитальные, со всеми коммунальными удобствами. Тут же выросли Дом культуры, больница, детский комбинат, школа. Совхоз одевал первоклашек с иголочки, обеспечивал всем, включая форму, ранцы и учебники. Все происходило на фоне нескончаемых социалистических соревнований. «Пограничный» быстро выбился в «миллионеры».

— У меня очереди в приемной никогда не было. Сразу прекратил всякие: «Можно к вам?». Сам в пять утра собрался, пошел на ферму, все проверил, поговорил с доярками. Они мне про работу и тут же все личные проблемы выкладывают. Людям без надобности было ко мне в кабинет стучаться, я сам к ним ходил. В конторе появлялся только для того, чтобы бумаги подписать, — вспоминает председатель. — Вы не представляете, какой это давало эффект. Мы все как единое целое жили, меня подчиненные во всех начинаниях поддерживали. По результатам работы совхоза многих работников наградили трудовыми орденами.

Награда нашла героя по радио

Усилия председателя тоже не остались незамеченными. Та страна умела ценить в людях настоящее трудолюбие и не забывать своих героев. По итогам седьмой пятилетки на груди Ивана Багрова появился орден «Знак Почета». За восьмую и девятую пятилетки государство удостоило его орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. В 1981 году к целой галерее боевых и трудовых наград добавилась «Золотая Звезда» Героя, а совхоз получил орден Трудового Красного Знамени. Так закончилась десятая пятилетка, во время которой «Пограничный» сдал государству 61 тысячу тонн хлеба вместо запланированных 26 тысяч тонн. Урожайность зерновых едва не превысила 30 центнеров с гектара. Этот показатель считается уникальным, учитывая, что и в наши дни таких успехов редко кто добивается.

— Пришел на полевой стан, мне механизаторы говорят: «По радио передали, что наш совхоз орден получил, а председатель Звезду Героя Соцтруда». Я не поверил, думал, шутки от настроения хорошего у людей. Позже приехал Авраменко, награды раздал, а на следующее утро я к пяти часам опять на ферму пошел. Ничего в моей жизни не изменилось, — отмечает ветеран. — Я к людям по-хорошему, они взаимностью отвечали.

Можно без преувеличения сказать, что такой подход спас совхоз «Пограничный» от полного уничтожения. Трудности начались в начале 90-х годов прошлого века. Во времена перестройки делили все и вся. Крупные и некогда успешные хозяйства Приамурья разваливались, землю, технику почти за копейки раздавали своим же работникам. Однако подобная «справедливость» едва не уничтожила сельское хозяйство как таковое.

— Давили на меня сверху, и коллегам моим тоже постоянно названивали — требовали раздать все на паи. Балансовая стоимость совхоза уже была поделена. Положение спасло понимание людей. Они сами ко мне пошли с просьбами сохранить хозяйство: «Иван Игнатьевич, не выживем мы поодиночке!». Все ваучеры собрали, в конторе закрыли и стали жить дальше, — говорит о самых тяжелых моментах в жизни родного предприятия председатель. — Я ведь еще раньше уйти на пенсию хотел. Не отпустили, пришлось до 75 лет работать. Только собрался на покой, опять просят: «Иван Игнатьевич, мы сами все будем делать. Нам главное, чтобы ты хоть изредка по улице прошел, и на душе сразу полегчает. Сам видишь, время все по своим местам расставило — «Пограничный» и сегодня работает. От других совхозов камня на камне не осталось.

За свою жизнь Иван Игнатьевич вырастил шестерых детей. Не верится, но 12 сентября ему исполнилось 90 лет. Это человек, который даже в столь преклонном возрасте помнит пофамильно всех, с кем приходилось работать, часто гуляет и любит общаться с людьми. Они так и остались для него главной ценностью.

Копилка наград

— Звание «Герой Социалистического Труда»

— 2 ордена Ленина

— Орден Трудового Красного Знамени

— Орден «Знак Почета»

— Орден Отечественной войны

— Звание «Заслуженный агроном РСФСР»

— Звание «Отличник народного  просвещения»

— Среди наград 15 медалей, в числе которых «За победу над Японией»

— Шесть раз награжден медалями ВДНХ, среди которых 3 золотые.

61 тысячу тонн хлеба вместо запланированных 26 тысяч тонн сдал «Пограничный» государству, урожайность зерновых едва не превысила 30 центнеров с гектара. Этот показатель считается уникальным, в наши дни таких успехов редко кто добивается.

Возрастная категория материалов: 18+