Первые проблемы

Первая серьезная проблема в работе сетей операторов связи возникла 7 августа, вместе с локальными перебоями в подаче электричества в Благовещенске и сообщениями о трещине в Зейской ГЭС. Тогда в городе началась паника. Операторы зафиксировали в областном центре двукратное увеличение нагрузки на сеть, сопоставимое с часом пик в новогоднюю ночь. В течение короткого времени «большой тройке» пришлось перенастроить сеть под чрезвычайный режим работ. По словам сотовиков, такой ситуации на Дальнем Востоке, когда в будний день нагрузка в одном регионе была бы столь высока, раньше не возникало.

Однако проблемы только начинались. По мере затопления территорий сложности со связью возникали то в одном, то в другом районе области. Первыми пострадали отдаленные поселки, такие как село Касаткино Архаринского района. Хотя в некоторых, как, например, в селе Ивановском, раньше не было сотовой связи.

— Мы развернули там мобильную базовую станцию, которая позволила жителям села и всем службам, работающим в зоне бедствия, быть на связи. Кстати, сейчас станция отправилась в Хабаровский край, а в селе теперь работает наша сеть, — рассказали АП в компании «МегаФон».

Затем неполадки начались непосредственно вблизи от Благовещенска. В поселках Владимировка и Усть-Ивановка из-за высокой воды пришлось выключить и демонтировать базовые станции, кое-где установили дизель-генераторы. Пострадали и сами благовещенцы — 19 августа более 1,5 тысячи абонентов Ростелекома остались без связи из-за затопленной АТС.

Кругом вода

Хотя в это время операторы отчитывались о том, что все в порядке, прибывавшая вода одну за другой выводила из строя базовые станции. Так, замглавы министерства связи Олег Пак 27 августа рапортовал в Москву, что «в районах ЧС не работает 34 базовых станции — 0,56 % от общего количества». При этом чиновник отметил, что они «не влияют на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи населению». Как подчеркивают в сотовых компаниях, серьезных проблем удалось избежать благодаря своевременному перераспределению мощностей.

— Кое-где оборудование пострадало, но тем не менее за счет перекрытия от соседних базовых станций мы сумели обеспечить стабильное покрытие сети практически во всех населенных пунктах в зоне ЧС, — признались в амурском филиале компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»).

Больше других пострадали абоненты фиксированной телефонии, где связь передается по проводам, часть из которых оказалась затопленной. Всего, по данным операторов связи, в подтопленной части Амурской области проживало около 20 процентов населения. С учетом того, что показатель проникновения связи в регионе составляет 160 %, можно сказать, что стихия затронула больше трети абонентской базы каждого оператора.

Единым фронтом

В конце августа в адрес губернатора Приамурья Олега Кожемяко поступила телеграмма от руководства Федерального агентства связи. Там сообщалось, что с 24 августа в регионе начинает действовать аварийный роуминг. К подобным мерам в Амурской области прибегали всего несколько раз, причем это были локальные случаи. Сейчас речь шла совсем о другом масштабе — роуминг включили по всему региону.

Аварийный роуминг позволяет абонентам разных операторов регистрироваться в сетях других представителей «большой тройки», без изменения тарифного плана и условий обслуживания. Единственное ограничение — работа в интернете, на которую режим аварийного роуминга между операторами не действовал.

Сотовые компании, обычно яростно конкурирующие друг с другом, проявили серьезную способность к самоорганизации перед лицом наводнения. По данным представителя одного из операторов, на время ЧС в Приамурье действовал межоператорский штаб, в котором все провайдеры обменивались данными о сложных участках и координировали обмен ресурсами. По сути, впервые после строительства трассы «Амур», где инициатива совместной работы активно поощрялась государством, все операторы связи выступили единым фронтом в борьбе со стихией.

Все сначала

Кроме того, связисты оказали поддержку в вопросе восстановительных работ в Приамурье. Так, все три сотовых оператора организовали совместно с Хабаровским отделением Российского детского фонда sms-линию по сбору пожертвований. «Билайн» раздал более 300 сим-карт и карт экспресс-оплаты в подтопленных районах, МТС разместили ящики по сбору пожертвований на территории салонов связи в Благовещенске, а «МегаФон» установил в пунктах временного размещения телефоны для бесплатных звонков. Сотрудники

Ростелекома, как уже сообщала АП, и вовсе работали по пояс в холодной воде. Также операторы предоставили связь и оборудование для штаба волонтерского корпуса в Амурской области и организовали горячую линию по их работе.

Сейчас активно ведутся восстановительные работы — операторы планируют завершить восстановление пострадавших и разрушенных объектов на территории Приамурья приблизительно к концу сентября. Для этого потребуется дождаться ухода воды и восстановления электроснабжения, от которого питаются базовые станции. При этом, по словам представителей всех четырех компаний связи, сейчас их сети работают в штатном режиме.

Перед наводнением связь испытал смерч

Последний раз стихия в Амурской области всерьез била по сфере связи в 2011 году. Тогда, 31 июля, из-за торнадо в ряде районов Благовещенска на несколько часов пропали стационарная и мобильная связь. На отдельных участках в течение нескольких часов работа была нестабильной, но в целом город остался на связи и последствия достаточно оперативно устранили.

10 дополнительных спутниковых терминалов связи установил Ростелеком в населенных пунктах, оказавшихся в зоне бедствия.

«МегаФон» обеспечил связью жителей злополучного села Ивановка Зейского района, которое несколько раз пострадало от наводнения. Для этого оператор развернул в районе бедствия мобильную базовую станцию.

Возрастная категория материалов: 18+