• Андрей Конюшок, экономист.

Это произошло из-за снижения поставок китайской техники, которое, в частности, связывают с ужесточением требований в связи со вступлением России в ВТО.

В прошлом году впервые внешнеторговый оборот Приамурья превысил 1 миллиард долларов США. Если точнее, то 1 млрд 146 млн $ — это на 385,4 млн больше, чем за 2011 год, — увеличение в 1,5 раза. В последние два года темпы роста внешней торговли области были стабильно самые большие по Дальнему Востоку. В 2011 году этот показатель составил 174,1 % (в среднем по ДФО — 131,1 %), в 2012 году — 150,6 % (по ДФО — 106,8%). При этом динамика роста вывоза продукции превышала цифры по ввозу.

По итогам прошлого года экспорт увеличился на 153 миллиона долларов — в 1,7 раза, а импорт на 231 миллион — уже на 44 %.

В нынешнем году рекордов не будет, особенно учитывая наводнение, из-за которого были приостановлены грузовые перевозки через действующие пункты пропуска. Однако впервые за последние годы ситуация изменилась. Конечно, ввозим мы по-прежнему гораздо больше, чем продаем, что говорит о зависимости региона. За 6 месяцев внешнеторговый оборот с зарубежными странами составил почти 498 миллионов долларов, что почти на 9 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом по Дальнему Востоку регистрируют увеличение товарооборота на 11,2%, снижение отмечено в 4 регионах, в передовиках с плюсовыми показателями ЕАО, Приморье, Сахалинская и Магаданская области.

Экспортные поставки Приамурья увеличились на 43,5 миллиона (на 23, 4 %), однако импорт уменьшился почти на 92 миллиона — то есть на 25,5 %. Немного наторговали амурчане и с Белоруссией — на 36 миллионов $ (минус 27 %). Причем из этой суммы мы продали в дружественную республику товаров всего на 84 тысячи долларов. В России, наоборот, эксперты отмечают рост поставок из-за рубежа, впрочем, его темп немного затормозился.

Пальма первенства в объеме поступившего импорта в нашу область по-прежнему у группы товаров, проходящих в статистике как «машины, оборудование и транспортные средства», — они дали 65,5 % общей суммы. Учитывая солидную долю, любое заметное колыхание здесь сыграет на общей цифре ввозимого из-за бугра. Как отмечают в амурском министерстве внешнеэкономических связей, снижение показателей внешнеторгового оборота произошло в основном за счет уменьшения импортных поставок из Поднебесной, прежде всего китайской техники — грузовых машин, бульдозеров и т. д. Одним из главных факторов, которые повлияли на падение импорта региона, является ужесточение требования к ввозимой автомобильной и другой спецтехнике в связи со вступлением России в ВТО — соответствие экологическим двигателям класса Евро-4, введение утилизационного сбора. Также это переориентация китайских поставщиков товаров и продукции на поставки в РФ через Казахстан.

— Уменьшение внешнеторгового оборота было и в 2009 году во время экономического кризиса, — отмечает начальник отдела областного министерства внешнеэкономических связей Александр Коршунов. — В первом полугодии автомобильной техники, машин спецназначения, действительно, стали ввозить меньше из КНР: это проблематично из-за качества, оно не соответствует стандартам Евро-4. Второй момент — многое ушло на другие транспортные коридоры. Амурская область была для техники как транзитный регион, нам в таком количестве машины не нужны, техника завозилась и шла в западные регионы России, а там выгоднее — проще доставка, транспортные расходы дешевле.

Как признались представители одной из амурских компаний, которая уже 11 лет поставляет  из Китая дорожную, грузоподъемную, сельскохозяйственную и другую  технику, объемы поставок в область  в этом году снизились примерно на 20 процентов.   Фирма работает с 7 китайскими заводами,  70 процентов   машин  шло в другие регионы.

«Завозить технику теперь слишком дорого. Например, за новый  автокран покупателю нужно заплатить   утилизационного сбора 150 тысяч! И это помимо его цены,  — привел пример менеджер по продажам ООО «Амур-Импорт». — За  самосвал, который стоит  2 миллиона 720 тысяч,  утилизационный сбор 435 тысяч.  Конечно, завезти через Казахстан выйдет намного дешевле, там нет грабительских сборов. Выкручиваемся как можем, упор сделали в основном на запчасти. Сейчас вообще спад,  видимо, волна кризиса — у многих нет денег на новую технику, покупают оборудование, детали для ремонта».

В структуре экспорта области особых изменений нет. Примерно та же доля, как и в целом за прошлый год, остается у продуктов и сельскохозяйственного сырья (в основном это соя, небольшое количество масла из нее, пшеница, пиво) — 4,4 %. Напомним, в 2012 году за рубеж было продано более 70 тысяч тонн амурской фирменной культуры — рост за год в 70 раз. Также отгружено около 1 300 тонн соевого масла. Причина резкого увеличения — снижение вывозной пошлины на масличные культуры.

Ввезено машин, оборудования и транспорта в Приамурье (источник — Амурстат)

Январь — июнь 2012 г.  — 277,7 млн долларов

Январь — июнь 2013 г. — 195,8 млн долларов.

Экспорт приближается к импорту во внешнеторговом обороте области за первое полугодие 203 г.

46,2 процента — доля экспорта товаров,  или 229,8 млн долларов

53,8 процента — объем импорта, или 268 млн долларов

Коэффициент покрытия импорта экспортом товаров повысился и составил в январе — июне 2013 года 85,7 % против 51,8 % за первое полугодие 2012-го.

Структура экспорта Амурской области в 2012 году

Оборот всего 1 млрд 146,8 млн долларов США (2012 год)

Экспорт — 30 %

40 % — руды, железные и титановые концентраты

32 % — электроэнергия

19 % — древесина, лесоматериалы

6 % — продовольственные товары и с/х сырье

3 % — прочие товары

Структура импорта Амурской области в 2012 году

Импорт — 70 %

71,5 % — машины, оборудование и транспортные средства

11,3 % — текстильные изделия и обувь

4,1 % — продовольственные товары и с/х сырье

3,9 % — химическая промышленность

9,2 % — прочие товары

418 миллионов долларов составила стоимость товаров, которые продали друг другу Приамурье и КНР за первое полугодие. Сокращение на 15 %.

1 миллиард 34 млн долларов — на такую сумму наторговали амурчане и китайцы в прошлом году, это 90,2 % стоимости товарооборота региона.

1,1 миллиарда рублей налогов заплатили в 2012 году амурские участники внешнеэкономической деятельности в консолидированный бюджет РФ. Всего было 619 предпринимателей и организаций

МНЕНИЕ

Андрей Конюшок, экономист:

— ВТО здесь ни при чем. Если бы мы последовали правилам ВТО у нас, наоборот, появилась бы куча техники из Канады, США и Европы. А вот противодействие ВТО со стороны российского  правительства и привело к снижению импорта техники — ввели утилизационный сбор, придумали переход на ЕВРО-4. Вот и невыгодно стало везти технику. Пересаживайтесь на КамАЗы,  сказал министр транспорта РФ. По правилам ВТО работают 85 процентов стран. И стонут только у нас те, кто набивает себе карманы за счет нас, потребителей. Снижение внешнеторгового оборота плохо, но объяснимо — снижением поставок комбайнов из Белоруссии, техники из Китая, ступором ВЭД во время паводка. И прогнозируемо — предприятия экспортной ориентации мы по-прежнему не создаем. ВТО даст преимущество нам с вами. Изобилием товаров и услуг. То, что экспорт больше импорта, — это мечта любого региона и страны. Значит, к нам больше притекает денег, чем утекает. Инвестиционные возможности растут. В том,  что китайцы нашли обходной путь, виновато Правительство РФ. Не разрешили нам строить мост через Амур. На восстановление старого шелкового пути КНР потратила миллиарды долларов, но теперь им выгоднее поставлять товары в Европу мимо нас.

Возрастная категория материалов: 18+