• Евгений Шаталов, заместитель начальника  «Амурупрадора».

 Кто будет финансировать предстоящие работы, какие дороги начнут ремонтировать в первую очередь и с каких проектов сняли финансирование из-за восстановления дорог после паводка, АП решила выяснить у заместителя начальника по содержанию и ремонту автомобильных дорог «Амурупрадора» Евгения Шаталова.

Размеры ущерба

— Евгений Александрович, чтобы понять, как сильно вода повредила амурские дороги, необязательно быть специалистом: достаточно просто проехаться из одного населенного пункта в другой. Но все же итоговые цифры до последнего времени не были озвучены. Сегодня уже известно, сколько километров дорожного полотна пострадало?

— В той или иной степени пострадали 519 километров дорог. При этом всего в Приамурье дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности области, — 6 177 километров. Как видите, показатель немалый. Больше всех пострадали Михайловский, Константиновский, Зейский, Архаринский районы. От той дорожной сети, которая существовала в Михайловском и Константиновском районе, процентов 30 осталось. Возьмем трассу Крестовоздвиженка — Поярково — Калинино, это Константиновский район, там на 14-м и 20-м километрах смыло мосты железобетонные, каждый длиной по 34 метра. Вы представьте, какой силы напор воды был! Мы проезжали на место — трава на проводах висит.

— Но ведь у нас и до наводнения состояние дорог оставляло желать лучшего.

— Имеющаяся в области сеть дорог построена в 80—90-е годы. В основном это твердое покрытие, гравийная смесь или щебень. Асфальтобетонная сеть — около полутора тысяч километров, примерно четверть всех дорог. При этом практически все дороги, как с асфальтобетонным, так и гравийным покрытием, нуждались в ремонте и до наводнения — нам постоянно пишут письма с жалобами именно на отсутствие покрытия. Однако недостаток финансирования и, как следствие, несоблюдение межремонтных сроков приводят к соответствующим последствиям. Судите сами: сегодня на содержание региональных дорог из областного бюджета выделяется 21 процент средств от необходимых сумм.

— Пострадали не только дороги, но и мосты?

— Да, от паводка пострадало в той или иной степени 69 мостов, причем 15 из них смыло полностью — будем строить новые. Но построить новый мост — длительный процесс, ведь каждому необходимо заказать ПСД, согласовать во всех инстанциях. Остальные будем ремонтировать, восстанавливать подъездные пути.

Ремонтные работы

— Восстанавливать проезд на размытых дорогах дорожники начали еще в разгар паводка, когда область была в воде. Как тогда сработали?

— Старались как могли. Нам, конечно, многие помогали: военные технику предоставляли, а частные предприятия работали в долг. Понятно, когда сверху дождь хлещет и снизу вода подпирает, не до технологий: отсыпали дороги, лишь бы машины могли пройти. Но если до этого мы просто восстанавливали проезд, то теперь необходимо заняться полноценным ремонтом сети. Скорее всего, к этим работам приступим в ноябре — нужно дождаться полного схода воды и усадки гравия. Тот грунт, который отсыпали во время наводнения, пойдет на основание. И зимой останавливаться не станем. Сейчас есть различные добавки для бетонирования при работе в отрицательных температурах: и с их помощью можно искусственные сооружения восстанавливать. Кроме того, зимой мы будем заготавливать песчано-гравийную смесь и вывозить ее к месту будущих работ. В мае, когда среднесуточная температура поднимется до плюс пяти, приступим к укладке асфальта. Но в общей сложности на полноценный ремонт уйдет не меньше двух лет.

— Какие дороги будете восстанавливать в первую очередь?

— Приоритетность определяется специальными показателями. Первое — это маршруты школьных автобусов, их около 220. Затем — межмуниципальные маршруты. Также имеет значение активность движения на дороге: чем больше людей пользуются маршрутом, тем выше его приоритет.

— Будут ли ремонтники при восстановлении дорог учитывать вероятность нового паводка?

— Конечно, расчет изначально идет из перспективы паводка в пятидесятилетний период. Это скажется в части проектных решений, сейчас варианты прорабатываются. Это может быть увеличение затрат на укрепительные работы: специальные конусы, входные и выходные оголовки труб, усиление опорных частей, увеличение диаметров водопропускных труб.

Необходимые деньги

— Восстанавливать дороги по всей области — недешевое занятие. На какие средства будут ремонтировать?

— По нашим подсчетам, только на восстановление проезда требуется порядка 850 миллионов рублей. Уже заключены контракты на 321 миллион, из них 200 миллионов — бюджетный кредит, еще 130 миллионов — перераспределенные средства. Кроме того, мы подготовили документы для предоставления федеральной помощи на 600 миллионов рублей. Сейчас этот вопрос рассматривают в Москве. Но наша цель — не просто восстановить размытые участки, а полностью отремонтировать пострадавшие дороги. На это потребуется  2,8 миллиарда.

— Из федерального бюджета уже были поступления на эти цели?

— Пока нет. Но даже если в ближайшее время деньги из Москвы не придут, тормозить ремонт не станем: будем справляться собственными силами.

— Вы сказали, часть средств были сняты с других проектов из-за восстановления дорог? Какие направления остались без финансирования?

— Основные средства — ремонт дороги Зея — Тыгда, это около 28 миллионов рублей. Также отодвинулись проектные работы по мостовым сооружениям. Это не значит, что мы полностью отказываемся от первоначальных планов, просто сроки переносятся на 2015—2016 годы.

Рабочие руки

— Приамурью предстоят масштабные дорожные работы. Но хватит ли области специалистов или их будут привлекать из других регионов?

— Нет, нам хватит своих компаний. При должном финансировании местные дорожные предприятия готовы развиваться и наращивать технику, штат. Правда, в разгар паводка попыталась зайти одна организация из Якутии, но, когда посмотрела на объемы работ и те деньги, что ей предложили, сразу отказалась работать. Основная проблема наших дорожных компаний — кадровый голод. Средний возраст мастеров — 50—60 лет. Молодежь не идет из-за низкого финансирования этой отрасли. Оно и понятно, ведь средства на дорожную сеть выделяются по остаточному принципу. Однако мы надеемся, что после наводнения Минтранс пересмотрит свою позицию. Если поступления средств на ремонт будут своевременными и полноценными, дорожные компании смогут заниматься содержанием дорог на регулярной основе, и тогда дорожная сеть в Приамурье будет находиться на должном уровне.

Куда пойдут «дорожные» деньги

Архаринский район — 20 млн рублей

Зейский район — 66 млн рублей

Константиновский район — 30 млн рублей

Михайловский район — 13 млн рублей

Финансирование дорожных работ в Приамурье

2009 год – 0 рублей

2010 год — 177 млн рублей: 42 км дорог и 35 метров мостов и труб

2011 год — 304 млн рублей: 129 км дорог

2012 год — 752 млн рублей: 276 км дорог и 186 метров мостов и труб

2013 год — 658 млн рублей: 51 км дорог и 244 погонных метра мостов и труб (возможно, будут еще поступления)

21 процент средств от необходимой суммы в среднем поступает на ремонт региональных дорог.

15 мостов было полностью разрушено наводнением.

Возрастная категория материалов: 18+