Разница во времени не стала помехой и для позднего онлайн-интервью «Амурской правде», в котором он рассказал о секретах управления на расстоянии.

Про молодых и бородатых

— Александр, прежде чем начать разговор о бизнесе, хочу спросить: вам мешало отсутствие диплома о высшем образовании?

— Для меня единственный отрицательный момент в этом плане — нет возможности стать преподавателем вуза. Я в принципе считаю, что имею достаточно знаний по компьютерным дисциплинам и готов был бы ими поделиться. Во всем остальном высшее образование никак не пригодилось бы мне. Я никогда не хотел работать на кого-то.

— Студия WebKit стала первым вашим самостоятельным проектом?

— До этого я занимался общественной деятельностью, и в некоем роде Амурская федерация экстремального спорта была моим первым проектом. Хотя, конечно, там не было цели получить прибыль. Если говорить о бизнесе как способе зарабатывания денег, то WebKit — первый, такой небольшой, мой бизнес-проект.

— Почему занялись именно IT-направлением?

— Сайты я делаю давно, еще со школьных времен. Раньше работал в одиночку, и в какой-то момент решил собрать команду. Причем на первом этапе обратился в центр занятости и по программе помощи начинающим предпринимателям получил субсидию 60 тысяч рублей. Их как раз хватило для аренды офиса, его ремонта, закупки оборудования. Нашел ребят, которые хотели работать со мной. Организовал для них обучение в БГПУ, в этом мне помог Николай Кухаренко. И самых активных, одаренных ребят по результатам учебы я взял себе в команду. Изначально пришло человек 20, обучились 10, а в итоге взяли в компанию — пятерых.

— Выходит, в студии работает очень молодая команда. Сталкивались ли с трудностями восприятия клиентами, особенно из числа крупных?

— Здесь, можно сказать, я самый старый в команде. У меня работают ребята в возрасте от 21 до 24 лет. И это вполне логично, IT-направление ассоциируется с молодежью, потому что мы занимаемся вещами, которых 10—15 лет назад вообще не было. Никаких проблем с поколением постарше у нас не было.

— А выстраивание внутрикомандной работы среди молодых имеет свои особенности? Вас сотрудники воспринимают как начальника?

— Молодые ребята всегда более гибкие, с ними проще договориться. У нас изначально не было такого построения, что я — директор, а они — подчиненные. Мы работаем, как команда друзей.

— На сайте вашей компании напротив вашего фото и должности «директор» указано: «Организую. Объединяю. Делегирую. Управляю. System overlord». Что значит последний термин? Википедия указывает на принципы управления, выработанные Черчиллем. Вы это имели в виду?

— Не совсем. Мы стараемся позиционировать себя как молодая увлеченная команда. Overlord — это игровой термин из StarCraft — это главный надзиратель, который управляет другими работниками (юнитами). Сайт у нас такой неформальный получается, да мы и не стремимся к формальным вещам, а прямо показываем, что мы молодые, любим иногда поиграть и живем компьютерами. Это наш язык, который поймут немногие.

— Тогда фраза на главной странице Твиттера компании «Мы бородаты» тоже из вашего языка?

— Да. Есть определенный стереотип, который относится к айтишникам, это дикие берды (от английского: beard — борода) или, как называют их в России — ботаники. Они ходят в вытянутых свитерах, у них есть очки и они бородаты. У нас в компании в основном работают только такие. Они, конечно, не классические берды — свитеров у них нет. Но мы все бородаты, потому что полностью подходим под стереотип занятых компьютерами.

О скромности и шаблонности

— Ваши расценки за создание сайта стартуют от 18 тысяч рублей. Не слишком маленькая стоимость? Не демпинг ли с вашей стороны?

— Это цены полугодовой давности, и скоро мы обновим информацию и повысим их. Когда мы начинали, в марте прошлого года, у нас не было нормального портфолио, мы не могли позволить себе ставить сразу нормальные цены. Сейчас мы наработали определенную базу сайтов и можем себе позволить увеличить цены. Возможно, это был и демпинг с нашей стороны. В принципе цены на сайты формируются неоднозначно. Один и тот же продукт по сложности может стоить сегодня и 10 тысяч, и 50. Это зависит от многих причин. Чаще цена определяется разработчиком по принципу — сколько он заслуживает за эту работу. Мы поставили изначально низкие цены от скромности.

— Разработчиков некоторых сайтов, особенно в регионах, часто критикуют за шаблонность. Эта критика актуальна для вас?

— Есть разные пути создания сайтов. Можно создавать их по шаблону. Такой сайт будет стоить гораздо дешевле, он не будет хуже по качеству, но такое оформление будет использовано не раз. Для тех, кто не хочет платить больше денег за создание оригинального оформления, такой сайт подойдет. Некоторые компании на этом специализируются. Проблемы не вижу. Мы шаблоны не делаем, потому что нам это неинтересно и невыгодно.

— Александр, как вышло, что компания стала располагаться в двух городах: Благовещенске и Калининграде?

— Мы переехали в Калининград 4 марта этого года. Сначала появилась идея снимать одну на всю команду квартиру, чтобы вместе жить и работать. Посмотрев стоимость аренды в Благовещенске, пришли к выводу, что с такими ценами на недвижимость можно жить почти где угодно. И также снимать жилплощадь, работать, но при этом более интересно проводить свободное время. Так родилось решение поехать в Калининград. С марта я и верстальщик живем здесь, а дизайнер, контент-менеджер и менеджер по клиентам остались в Благовещенске. Калининград мы выбрали неспроста, конечная цель — переехать жить и работать в Европу. В принципе для нас не имеет значения, где мы находимся, лишь бы были интернет и компьютер. Единственное — на месте остается работать менеджер по клиентам.

— Не боитесь потерять контроль над компанией, работая дистанционно?

— Конечно, в целом сложнее стало работать без личного участия. Но у нас очень хорошая команда, и выдавая задание, промежуточные этапы не нуждаются в проверке. Особых проблем пока не вижу.

— Возвращаясь к вашей активной общественной деятельности, социальных сетях, членству в партии, — это как-то сыграло свою роль в становлении бизнеса?

— У меня очень много знакомых в Благовещенске. И в принципе поиск клиентов часто происходит через знакомых, которые звонят и интересуются. Особенно на начальном этапе работы это помогло.

— Исходя из вашего опыта работы в общественных организациях и собственной компании, что вы считаете нужным предпринять на региональном, федеральном уровне для поддержки малого бизнеса?

— Сегодня много программ, направленных на помощь малому бизнесу, просто о них мало кто знает. Часто люди думают, что такие программы им не подходят. Полезно бывает периодически смотреть информацию на государственных сайтах. Что касается конкретных проблем малого бизнеса, то для нас, например, препятствием было сильное различие в тарифах для юридических и физических лиц. Мы платим бешеные деньги за интернет в офисе. Простой закон, который бы помог бизнесу, — запретить деление тарифов по категориям физические и юридические лица. Это касается и интернета, и связи, и платы за отопление и электричество. Непонятно: почему предприятия платят по тарифу выше, чем население, при том же качестве обслуживания.

Досье АП

Александр Баля родился 2 сентября 1987 года в Благовещенске. Холост. Поступил в АмГУ на энергетический факультет. Осознав, что это направление не для души, на втором курсе перевелся на заочное отделение экономического факультета. В 2007 году бросил обучение. С 2007 года является членом партии «Единая Россия». Возглавлял Амурскую федерацию экстремального спорта, входил в Молодежный парламент при Законодательном собрании Амурской области. В марте 2012 года основал компанию WebKit, основной профиль которой создание сайтов и интернет-магазинов. Среди клиентов студии: Центральная кофейня, бар «Пиплз», Аква-моторс, Гидроэлектромонтаж.

5 человек работает в студии WebKit. Как они пишут о себе на сайте: сплоченный коллектив специалистов в области веб-технологий.

Возрастная категория материалов: 18+