Владельцы «Хингана» сменили не только статус и вывеску, но и меню, поваров. Фото: Юрий ЮркоВладельцы «Хингана» сменили не только статус и вывеску, но и меню, поваров. Фото: Юрий Юрко

При таком массовом распространении «китаек» совсем неожиданным стало решение владельцев одного из популярных кафе «Хинган» переименоваться в «Пельмешки да вареники». А после восьмилетнего простоя вторая жизнь началась у кафе «Русская изба». АП разбиралась, почему двое амурских рестораторов решили сделать ставку на русскую кухню.

Бабушкины рецепты

Этим летом не все постоянные посетители кафе «Хинган» заметили тотальную перемену в концепции заведения. Были те, кто по привычке заходил, присаживался и, не заглядывая в меню, принимался заказывать блюда китайской кухни. Ни развешанная на стенах домашняя утварь с расписной хохломой, ни русская печь с прихватом, ни народные наряды официанток не смущали их. Столь кардинальная перемена статуса популярного у жителей Благовещенска кафе с китайского на русское стала неожиданностью. Не думали о такой перемене и владельцы кафе, когда два года назад с размахом отмечали 10-летие заведения.

— Тогда праздновали в течение трех дней, всех гостей — постоянных клиентов — не могли вместить сразу. Не думали, что на тринадцатый год сменим вывеску. Но выбрали русскую кухню, потому что захотелось домашней еды с достаточно большим выбором недорогих блюд, — говорит Оксана Семенец, директор ООО «Рестера», в управлении которой был «Хинган».

О самой причине резкого ухода от китайского меню руководство кафе напрямую не говорит. Но не скрывает, что конкурировать с заведениями китайской кухни, владельцами которых являются граждане КНР, с каждым годом все сложнее. И в целом местный рынок общепита перенасыщен. Перекресток, где располагался «Хинган», — лучший показатель конкуренции на рынке общественного питания города: сразу 15 различных заведений в радиусе ста метров. Четыре из них — кафе, предлагающие китайские блюда: «Гонконг», «Небо», «Мистер Джеки» и «Пекинская утка».

Борясь за свое место на рынке, владельцы «Хингана» сменили статус и вывеску кафе на «Пельмешки да вареники». Перемены затронули все: меню, поваров, интерьер, посуду, столовые приборы. Расставанию с последними директор особенно рада: теперь не приходится общаться на ломаном китайском и вникать в особенную технологию приготовления блюд. Разработка меню не потребовала больших усилий, так как в группу компаний входит заведение «Пельменная-сосисочная». Так, у бизнесменов уже была возможность за четыре года понять особенности работы по «бабушкиным» рецептам.

Из плюсов работы по новому меню: возможность зарабатывать в обеденное время, предлагая порционные блюда здоровой еды, которые не предполагает китайская кухня. Минусы руководитель кафе пока не называет. И все же в угоду привыкшим к китайским блюдам посетителям меню со страницами азиатской кухни оставили. На цокольном этаже здания бывшего «Хингана» бизнесмены открыли другое «не китайское» кафе восточноевропейской кухни — «Чайхона».

Реанимация русской кухни

Где не пришлось менять интерьер, так это в кафе «Русская изба». После восьмилетнего заточения за закрытыми ставнями и дверями это известное в 90-е годы заведение снова открыли в мае 2013 года. Всему виной случай: сложившийся коллектив лаунж-бара Palazzo, который закрылся в феврале текущего года, был готов продолжить работу на новом месте с русским меню. История умалчивает, почему в свое время владелец кафе на ул. Ленина приостановил его работу на столь длительный срок. Но за два месяца команда итальянского ресторана под руководством Юлии Пашковой реанимировала русское кафе: провели косметический ремонт, составили меню, пошили новую униформу.

— У нас два повара итальянской кухни и шеф-повар Марина Петруня — универсал, поэтому проблем с блюдами русского меню не было, а с точки зрения закупки продуктов — с русской кухней работать намного проще, — объясняет управляющая кафе «Русская изба» Юлия Пашкова. — Поставщиков мяса, груздей, маслят, опят, брусники предостаточно.

Среди первых клиентов кафе уже были китайские граждане. Они заказывают пельмени «Амур», борщ, форель под икорным соусом, и специально для них в кафе сделали позицию в меню — «50 г красной икры». По словам Юлии Пашковой, без фотографии в русском интерьере они не уходят.

Но на одних гостях из Поднебесной не выживешь. Пока управляющая «Русской избой», так же как руководитель «Пельмешки да вареники», не берется говорить об успехе заведения: «Открылись в летний сезон, который считается тихим у рестораторов. С октября можно будет делать выводы».

Устали от китайской кухни — так обозначают смену предпочтений участники рынка, с кем беседовал корреспондент АП. Среди особенностей Благовещенска называют тиражирование китайских кафе с огромными залами, вмещающими более сотни человек, дешевыми ценами на блюда посредственного качества и возможностью распития принесенных спиртных напитков. Один из рестораторов пожаловался, что все это «разбаловало» амурчан и культура посещения общественных заведений пострадала: «Доходит до того, что они приносят свою водку, овощи, хотя в нашем заведении это запрещено, порой мы вынуждены закрывать глаза, но стараемся бороться с этим».

Однако, похоже, перевоспитание благовещенских вкусов и нравов началось.

«Китайки» подтолкнули рестораторов искать новые пути

Елена Литвишко, предприниматель (рюмочная «Пиплз», кафе китайской кухни «Фанза», кафе-кондитерская «ПироговЪ»):

— Каких-то несколько лет назад для рынка общественного питания Благовещенска было характерно большое количество китайских кухонь. Небольшие кафе, закусочные и даже рестораны китайской кухни активно позиционировали себя на рынке. Заведения, предлагающие русские блюда, сдавали свои позиции и не могли достойно конкурировать. На сегодняшний день ситуация в корне меняется: появляются новые предприятия, которые создают серьезную конкуренцию «китайкам».

С чем это связано? Я думаю, что, во-первых, рынок насытился таким количеством однотипных и где-то безликих «китаек». На этом рынке остались действительно сильные предприятия с китайской кухней, которые живут не одним днем в погоне за сиюминутным заработком. Они пришли с перспективой долгой работы и развития, с завоеванием своего потребителя.Во-вторых, свою роль в этом сыграло ужесточение миграционных законов в сфере привлечения иностранной рабочей силы, которое не могло не коснуться и предприятий общественного питания Благовещенска. И вряд ли сейчас найдется предприниматель, который рискнет брать без разрешения на работу гастарбайтеров.Наконец, если бы не та жесткая конкурентная борьба, в том числе и созданная китайскими кухнями, «выкинувшая» с рынка многие и многие предприятия общественного питания, мы не увидели бы и новых, интересных заведений с русской, европейской кухней. То есть «китайки» подтолкнули рестораторов искать новые пути и формы работы, в том числе и с русской кухней. Ну а кто все-таки останется дальше работать, а кто и уйдет с рынка, в конечном счете выбирать нашим потребителям.

35 процентов кафе и ресторанов Благовещенска предлагают в своем меню блюда китайской кухни*

37 заведений — только китайская кухня.

19 заведений — китайская и русская/европейская кухня.

104 заведения — китайская и русская/европейская кухня.

*Официальной статистики по видам предприятий общественного питания не ведется. Для оценки количества работающих в Благовещенске кафе и ресторанов китайской кухни использовались данные справочника «Желтые страницы» на 2013 год.

Возрастная категория материалов: 18+