Особенно актуальны новые полномочия для Благовещенска, где этим летом власти вели борьбу с многотонными грузовиками, разбивающими дороги. Специалисты областного министерства транспорта и дорожного хозяйства подготовили законопроект, который разрешает властям как регионального, так и муниципального уровня устанавливать ограничения и запреты для движения автотранспорта по дорогам. Вводить табу можно будет на дорогах внутри населенных пунктов.

Документ «О случаях установления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов на территории Амурской области, в том числе в целях повышения из пропускной способности» прошел обсуждение в профильном комитете амурского парламента и вошел в повестку очередной сессии. 24 октября депутатам Законодательного собрания Приамурья предстоит рассмотреть его в первом чтении.

Закон против большегрузов

Согласно разработанному закону, ограничить или вовсе запретить движение автомобилей власти смогут в четырех случаях: при строительстве, ремонте или капремонте дорог, при проведении культмассовых или спортивных мероприятий, при проведении публичных мероприятий, таких как митинг, шествие, пикет и прочих, а также в целях предупреждения и (или) возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Если три первых основания у специалистов нареканий не вызвали, то по четвертому пункту у областных депутатов возникла масса вопросов. В частности, народным избранникам непонятно, как ограничения помогут предотвратить ЧС природного характера. Ко всему прочему понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера настолько широко, что может привести к различным толкованиям. 

— Мы, депутаты, задали вопрос: «Что послужило причиной принятия такого законопроекта?»  — рассказала АП председатель комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности области Заксобрания Приамурья Татьяна Фарафонтова. — По словам представителей регионального минтранса, причиной стало, во-первых, обращение благовещенской городской администрации;  во-вторых — разъяснения федерального Министерства о том, что субъект имеет право прописать в своих законах иные случаи установления ограничения по движению. У регионального правительства в подготовленном документе есть попытки обозначить эти иные случаи, но на заседании комитета мы посчитали, что над этим законопроектом необходимо еще работать. В первом чтении нам ничего не мешает его принять, а ко второму чтению необходимо уточнить «иные случаи». В решение комитета мы внесли такой пункт: до второго чтения организовать встречу, на которую пригласить сотрудников городской администрации, минтранса, и проговорить все детали.

Эксперты говорят, что к ЧС техногенного характера можно отнести и автомобильные аварии. Так что теперь, чтобы предотвратить ДТП, муниципалы могут запретить въезд большегрузных автомобилей в населенный пункт, особенно в межсезонье, так как тяжелая техника разрушает дорожное покрытие. А ямы и колдобины нередко становятся причинами дорожно-транспортных происшествий. Например, с такой ситуацией в этом году столкнулись в областном центре Приамурья.

Запретить нельзя ограничить

Борьба благовещенских властей с многотонными грузовиками, разбивающими городские дороги, началась с апреля текущего года. Тогда в свет вышло постановление главы администрации Благовещенска Павла Березовского, запрещающее проезд по городу машинам, вес которых превышал 14 тонн. На въездах в областной центр и на его магистралях установили более двухсот соответствующих знаков. Въезд в город для большегрузов закрывался до сентября. Документ вызвал волну негодования среди предпринимателей, и они вышли на митинг.

В дело вмешалась прокуратура. Спустя два месяца по протесту городского прокурора постановление было отменено. Главный аргумент контролирующего ведомства — то, что полный запрет не прописан ни в одном законе — ни в федеральном, ни в региональном. При этом власти должны были предоставить объездные пути, но этого не сделали. Такая постановка вопроса нарушает права владельцев грузовых автомобилей. Муниципалам разрешено вводить лишь временные ограничения для движения, констатировали в областной прокуратуре.

Предписания прокуратуры городские власти учли, но от своего не отказались. Павел Березовский подписал новое постановление, по которому 12 июля в Благовещенске весовой запрет для большегрузов заменили ограничением по нагрузке на ось. В соответствии с документом ездить по областному центру могли машины с максимально допустимой нагрузкой более 10 тонн на ось (100 кН). При этом ограничения не касались международных грузовых перевозок, пассажирских перевозок автобусами, перевозок продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов и так далее. Остальным требовалось получить специальное разрешение.

После того как законопроект пройдет второе чтение, у городских властей будут развязаны руки, если, конечно, депутаты не поменяют первоначальные правила игры, которые заложены в сыром, по их мнению, законопроекте.

На стройку мимо города

Запрет на движение грузовиков по городским дорогам станет подспорьем и для Свободного. После начала строительных работ на космодроме Восточный свободненцы отмечают, что на улицах стало пыльно, шумно, да и просто небезопасно. Большегрузные автомобили ездят чуть ли не по центру города, приводя в негодность заасфальтированные дороги. В марте 2013 года на участке трассы Благовещенск — Свободный началось строительство 11-километровой объездной дороги. Она и  нужна для того, чтобы в Свободный не заходили тяжелые фуры, которые разбивают улицы. Из областного и федерального бюджетов на строительство объездного пути выделено более миллиарда рублей. Срок сдачи — 2014 год.

Однако у областного центра Приамурья не получится пустить весь поток грузового транспорта в объезд. Помимо того, что город активно застраивается, в Благовещенске реализуется ряд федеральных программ. В частности, ведутся работы по берегоукреплению реки Амур и строительство «Золотой мили», где без большегрузов не обойтись.

Беречь дороги нужно, но делать это следует не в убыток бизнесу, считают в благовещенской администрации. «Если ограничивать движение на определенных улицах, необходимо предусмотреть объездные пути и маршруты, по которым будут ездить большегрузы. В этом случае отследить и проконтролировать поток, а значит, подсчитать ущерб, наносимый дорогам, будет легче, — описывают идеальную картину специалисты управления ЖКХ администрации Благовещенска. — Однако на деле автомобили практически всегда перегружены: предприниматели стараются сэкономить, да и от прописанных им маршрутов водители нередко отклоняются. Но этот вопрос уже в компетенции Госавтоинспекции. 

Для того чтобы сотрудники ГИБДД в полной мере могли наказывать нерадивых водителей грузовиков, въезды в Благовещенск оснастят пунктами весового контроля. Три таких пункта появятся уже к зиме текущего года: в районе конечной автобуса пятого маршрута, на Игнатьевском шоссе в районе молокозавода и Новотроицком шоссе в районе здания № 18. Строительство каждого обойдется городскому бюджету в сумму чуть более одного миллиона рублей. За три площадки мэрия готова заплатить почти 3,3 миллиона рублей. Пока же подобный пункт действует только на посту ДПС, расположенном на автомобильном мосту через Зею. 

Возрастная категория материалов: 18+