«Заказчики, конечно, у завода не ночуют, но поступает шквал звонков — стараемся всех успеть обслужить. Если нужно, запускаем заводы ночью», — говорит начальник управления производства строительных материалов ЗАО «Асфальт», крупнейшего производителя асфальта в регионе, Александр Меньшиков. Хватит ли амурским дорожникам асфальта для восстановления разрушенных наводнением дорог и как сейчас в районах идут ремонтные работы — читайте в этом материале.

Асфальта хватает, но не всем

Сезон укладки, а значит, и производства асфальта в области начинается в апреле — мае и заканчивается в октябре. По словам специалистов «Амурупрадора», на дорогах области обычно используют технологию теплого асфальта, который можно укладывать при среднесуточной температуре не ниже +5 градусов. Асфальт кладут и при температуре до –10 градусов, но тогда в дорожный стройматериал нужны специальные добавки.

Главный нюанс производства асфальта — оно должно располагаться неподалеку от объекта. При транспортировке продолжительностью более трех часов материал теряет свои свойства от тряски (может расслоиться) и остывает. Если на выходе у производителя температура асфальта составляет +160—180 градусов, то укладывать его нужно, прежде чем она упадет ниже +100—80 градусов.

— Достать асфальт сейчас действительно проблема — в Благовещенске большие очереди. И если у крупных компаний, таких как наша, подписаны контракты и мы получаем асфальт вовремя, то мелким фирмам приходится ждать, — говорит заместитель генерального директора по дорожному строительству ООО «САР-холдинг», ремонтировавшего в этом году благовещенские дороги по Институтской и Студенческой, Александр Имамеев. — Мы стараемся составлять график работы с производителем так, чтобы и другие заказчики успели получить асфальт.

По информации «Амурупрадора», в областном центре работают как минимум четыре установки по производству асфальта. По словам Александра Имамеева, в следующем году в Благовещенске могут открыться еще два таких завода, чтобы удовлетворить спрос крупных дорожных компаний.

И себе, и людям

Осеннее обострение спроса на дорожный стройматериал ощутили и в ЗАО «Асфальт» — крупнейшем производителе этого стройматериала в Приамурье. У компании, которая также является одним из крупных дорожно-ремонтных предприятий на Дальнем Востоке, семь заводов — шесть из них разбросаны по территории региона, один работает в Уссурийске Приморского края. Мощность у заводов разная: две установки производительностью 50 тонн асфальта в час, четыре завода могут производить по 100 тонн в час и еще одна установка мощностью 160 тонн в час.

— Сейчас, в последние теплые дни, творится что-то невообразимое — заказчики обрывают нам телефоны, — говорит начальник управления производства строительных материалов ЗАО «Асфальт» Александр Меньшиков. — Для постоянных клиентов мы составляем график, а остальных обеспечиваем асфальтом по мере возможностей, но больше одного дня никто не дожидается. Если это нужно, запускаем завод ночью или рано утром.

В этом году компания произвела более 500 тысяч тонн асфальта — 450 из них ЗАО уложило своими силами, работая по контрактам в основном на трассах федерального значения. Еще около 50—60 тысяч тонн стройматериала ушло на продажу. При этом, как говорит Александр Васильевич, цена с разных заводов компании разная. Она зависит от условий и стоимости доставки к месту производства основных составляющих асфальта — щебня, песка, минерального порошка и битума. Сейчас в Благовещенске асфальт стоит от 3,7 до 4,2 тысячи рублей за тонну. В конце сезона, по словам дорожников, битум подорожал на 10 процентов, а вслед за ним и асфальт — на 8—10 процентов.

Много не понадобится

Ситуация с нехваткой асфальта на финише ремонтного сезона повторяется из год в год, говорят специалисты «Амурупрадора». Это связано с тем, что в это время активно сдаются объекты строительства, также многие компании только к этому времени получают финансирование на работы, которые нужно было произвести раньше. В целом в регионе достаточно производственных мощностей, чтобы удовлетворить имеющийся спрос на асфальт, считают в управлении автомобильных дорог Амурской области.

— В разных районах области действуют по меньшей мере 12—15 производителей. Помимо Благовещенска, установки работают в Михайловском, Тамбовском, Зейском, Шимановском, Архаринском, Тындинском районах и Райчихинске, — рассказал заместитель начальника по содержанию и ремонту автомобильных дорог «Амурупрадора» Евгений Шаталов. — У многих дорожно-эксплуатационных управлений в муниципалитетах есть свои небольшие установки. Их мощностей вполне хватает, чтобы удовлетворить спрос дорожных компаний.

Впрочем, для восстановления разрушенных паводком амурских дорог много асфальта и не понадобится. По словам Евгения Александровича, из более чем 500 километров поврежденных стихией региональных дорог лишь чуть больше трех километров — с асфальтобетонным покрытием.

— Это 2,5 километра на участке дороги Зея — Тыгда, около 300 метров на участке Ивановка — Поздеевка, около 100 метров на отрезке Волково — Грибское и 700 метров на подъезде к Владимировке. Остальные пострадавшие дороги — грунтовые, для их восстановления потребуется песчано-гравийная смесь, — отметил замначальника «Амурупрадора».

В районах продолжаются восстановительные работы

В пострадавших от наводнения районах на дорогах сейчас продолжаются восстановительные работы. Пока подрядчики работают за средства областного бюджета — их направили на ремонт дорог, сняв с других, менее срочных объектов. На эти цели было направлено в общей сложности более 230 миллионов рублей. «Работы по первому этапу, то есть восстановление проезда на дорогах области, уже практически выполнены. Где-то в долг, где-то за счет авансовых выплат, но они должны быть оплачены в этом году из средств, выделенных федеральным бюджетом», — сказал начальник управления планирования и развития дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Валерий Ухов. В целом на восстановление амурских дорог потребуется 4,76 миллиарда рублей, которые дорожники будут осваивать до 2016 года.

— Работаем в основном на энтузиазме, — говорят в администрации Зейского района, в котором паводок смыл около 40 мостов. — Мосты — это сейчас наша самая большая головная боль. Есть такие районы, куда нельзя добраться, пока не встанет лед, — это, например, поселок Кировский, возле которого необходимо ремонтировать мост через реку. Туда ходил паром, а сейчас уже пошла шуга, и нужно ждать ноября, чтобы установился прочный лед.

В Мазановском районе восстанавливают размытые подъезды к селам.

— Три подъезда мы уже отремонтировали. В ближайшие пять дней сдадим еще один — подъезд к селу Новороссийка, — рассказал директор ОАО «Мазановское дорожное управление», отвечающего за содержание региональных дорог в Мазановском районе, Григорий Свинкин. — Следующая наша задача — наладить переезд через реку по дороге к Норску.

Амурские трассы, разрушенные наводнением (км)

федеральные — 141

региональные — 509

муниципальные — 550,9

Всего  — 1 200,9

Сколько нужно средств, чтобы восстановить дороги в Приамурье — см. инфографику.

ЦИФРЫ

26,5 тысячи квадратных метров асфальтобетонного покрытия было восстановлено в Благовещенске в этом году, по данным на конец сентября.

3,1 тысячи тонн асфальтобетонной смеси ушло на ремонт благовещенских дорог.

69 мостов в Приамурье пострадали от паводка, 15 из них были полностью разрушены.

Возрастная категория материалов: 18+