«Сегодня у бизнесменов нет недостатка в получении знаний: сотни книг по бизнестематике, тренинги, курсы. Но я поняла, что мне не хватает времени переварить весь поток информации, а главное — систематизировать его», — признается Екатерина. — Президентская программа — возможность без отрыва от работы фундаментально освоить маркетинг с практическим применением».

 Зачем молодые руководители идут учиться и что дает Президентская программа, выясняла «Деловая среда».

Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России стартовала в России в 1998 году. Амурская область вошла в число регионов-участников в первый же год: ее реализацией занялось правительство области, а конкурс на право обучения специалистов выиграл Амурский госуниверситет. За это время вуз регулярно подтверждал право на подготовку «президентских» специалистов, причем если раньше аттестация проходила раз в 4 года, то сейчас — раз в 2 года. После обучения слушателю выдается диплом гособразца о переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности.

Изначально участие в программе было бесплатным для слушателей — комиссии в регионах отбирали лучших управленцев, которые проходили обучение за государственный счет. Однако в 2007 году условия изменились, и теперь оплата за обучение складывается из трех источников: 33 % оплачивается из федерального бюджета, 33 % — из регионального, 34 % платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист. Цена для компании и для частного предпринимателя более чем демократична — 22 491 рубль за весь период обучения. Однако установленную для Приамурья квоту — 30 человек — в последние годы АмГУ набирает с трудом. Например, в этом году участниками программы стал 21 человек.

— Первые годы конкурс был 2—3 человека на место, — рассказывает руководитель Президентской программы в Амурской области, кандидат экономических наук Татьяна Толстихина. — В то время это была уникальная возможность, и люди это осознавали. Поэтому среди первых слушателей были в основном руководители крупных предприятий и компаний. Но проблема в том, что количество крупных предприятий у нас ограничено, ведь 65 процентов в структуре экономики области занимает малый бизнес. За 15 лет работы программы обучено 308 специалистов (из 579 участвующих в отборе), и лишь 82 специалиста получили дипломы за последние 5 лет. В последнее время бизнесмены не спешат воспользоваться такой возможностью. Хотя в Центральной России попасть на Президентскую программу и сегодня сложно.

В рамках программы АмГУ ведет обучение по двум направлениям: маркетинг и стратегический менеджмент. В стартовые годы программы большинство руководителей не имело экономического образования — в бизнес шли практики. Сейчас молодые бизнесмены, имеющие дипломы АмГУ или МАП, считают, что Президентская программа по тому же менеджменту — это повторение пройденного университетского курса.

— Обучение взрослой аудитории кардинально отличается от студенческой: и сама методика, и качество материала другие, — подчеркивает Татьяна Толстихина. — У нас основная задача — практический опыт подкрепить, усилить теоретическими знаниями, которые слушатели могут тут же внедрить на своих предприятиях. Из 14 преподавателей Президентской программы 9 работают в бизнесе. Поэтому-то тот же менеджмент дается не на уровне понятия-определения, а уже под практической призмой. Конечно, ввиду того, что аудитория разная и кто-то раньше был инженером или педагогом, отчасти материал будет повторяться, но слушатель будет воспринимать его по-другому. Многие отмечают, что обучение на программе формирует стратегическое мышление.

Критерии отбора для претендентов: высшее образование, опыт руководства не менее трех лет, общий стаж работы не менее 5 лет и знание любого иностранного языка. Возрастные рекомендации — до 40 лет, хотя если человек очень хочет, то это ограничение — не проблема. Не мешают на пути к знаниям и расстояния.

— Среди слушателей были иногородние студенты, которые каждый вечер ездили на учебу, например, из Тамбовки, Райчихинска, Белогорска, — вспоминает Татьяна Борисовна. — Были слушатели из Тындинского района. У нас заочной формы нет, но они так сильно хотели учиться, что мы пошли им навстречу. На несколько дней они приезжали в Благовещенск, учились, брали задания домой, уезжали, а потом вновь приезжали. Без желания у нас учиться нельзя. Потому что Президентская программа — это вечерние занятия 6 дней в неделю, без отрыва от производства, плюс домашние задания, контрольные, курсовые — достаточно интенсивный темп, и без личной мотивации его выдержать невозможно.

Один из главных стимулов участия в программе — зарубежная стажировка. Все расходы по проживанию и питанию берет принимающая сторона, слушателю надо только купить билет до места назначения.

— Наши выпускники едут чаще в Японию и Германию, эти страны очень охотно принимают руководителей, — отмечает Татьяна Толстихина. — Причем это не экскурсионные поездки, а слушателей действительно возят по предприятиям, показывают, как работают компании, в каких системах, на каком оборудовании.

Это отличная возможность узнать, как организованы бизнес-процессы, и завести деловые знакомства.

В АмГУ отслеживают успехи своих слушателей. Так, 11 процентов поднялись по служебной лестнице, 12,6 % получили предложения о работе от других предприятий, а 41,6 % установили новые деловые и коммерческие контакты.

— Некоторые слушатели вообще сменили сферу деятельности и сделали хорошую карьеру. Например, наша выпускница Анна Удод работала завучем в языковой школе, а после обучения по программе была приглашена на должность управляющей банком. Алексей Левин работал инженером в компании «Фартов», а стал руководителем ТРЦ «Мега», — приводит примеры Татьяна Борисовна. — Важно понимать, что обучение на Президентской программе — это инвестиции в собственное развитие. Ведь когда ты становишься довольным собой и не видишь необходимости в развитии, то делаешь шаг назад.

Вот и Екатерина Лапина намерена идти только вперед. Она уже решила, что после учебы поедет на стажировку в Страну восходящего солнца. «В прошлом году Япония предлагала тематику «Строительство энергосберегающих и экологически чистых домов» — не в моих правилах упускать возможность познакомиться с мировым опытом как раз в моей сфере деятельности», — признается молодая бизнес-леди.

Портрет среднестатистического слушателя программы в Амурской области

По просьбе «Амурской правды» Татьяна Толстихина составила неофициальный портрет участника Президентской программы: «В основном это мужчины в возрасте 30—35 лет, с активной жизненной позицией, которые понимают, что надо развиваться. Многие увлекаются экстремальными видами спорта: горными лыжами, парашютным спортом, мотоциклами. Как правило, у всех есть семьи и дети. И большинство — не курит!»

Что вам дала президентская программа?

Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, выпускник Президентской программы 1999 года:

— Я был участником самой первой Президентской программы, я тогда работал директором МИА «Город». Думаю, для «программников» любых лет очень важно просто снова сесть за парту, снова воспринять учебу как труд. Знакомство с такими же, как ты, настырными и жадными до знаний, с теми, которые от жизни много хотят, — это было интересно и полезно. Запомнились занятия у Геннадия Александровича Трошина, Натальи Леонидовны Симутиной. Первый в своей жизни курс логистики я прослушал у Олега Александровича Туркова. Английский хорошо мне тогда подтянули. Думаю, что к карьерному росту — быстро или не очень, но неизбежно — приводит личностный рост. Такие программы обучения ему помогают, но при условии, что главная цель — новые знания, а не желание потусоваться.

Татьяна Пятыгина, маркетолог ООО «Издательский дом "Амурская правда"», выпускница Президентской программы 2003 года:

— Когда я профессионально стала заниматься рекламой, мне очень не хватало знаний, черпала их откуда могла. Читала, повышала квалификацию на различных курсах, и вот в моей жизни в 2003 году случилась Президентская программа. На тот момент я не очень хорошо разбиралась в тонкостях маркетинга или менеджмента, поэтому, когда набирали группы, записалась на маркетинг. Там обещали углубленное изучение рекламы, а мне это было интересно. После окончания меня пригласили возглавить отдел маркетинга в известный рекламный холдинг, а на следующий год была стажировка в Германии. Три месяца пролетели быстро, а воспоминаний на всю жизнь. Моя стажировка проходила в региональной газете, на радиостанции и телевидении. Программа дала мне не только продвижение в карьере, новые знания и бесценный опыт, она подарила мне друзей по всей стране и за рубежом.

Рустам Ковизюк, управляющий магазином «Джи-Эс-Ти», выпускник Президентской программы 2013 года:

— Самообразование, повышение своих знаний и новые знакомства — вот причины, по которым я решил стать участником Президентской программы. Конечно, первый месяц было тяжело совмещать работу и учебу, но потом втянулся. Программа очень интересна, обучение идет не на уровне «студент — преподаватель», а на равных. Иногда даже преподаватели почерпнут от нас какую-то информацию, ведь все участники программы — руководители с опытом. У нас была очень интересная группа: 17 человек — все из разного бизнеса, поэтому было очень интересно обмениваться опытом. Стоит ли идти на программу? Конечно! Даже просто ради общения и новых знакомств. Кто-то, возможно, учился ради дипломов, но у нас в основном были успешные руководители, которым была нужна не корочка, а знания. Я не могу сказать, что уже получил карьерный рост, но строю планы. А на следующий год хочу пройти зарубежную стажировку.

308 руководителей высшего и среднего звена прошли подготовку в рамках Президентской программы в Амурской области.