• В мэрии Белогорска уверяют — средства субсидии ушли на топливо.
  • Мэрия сотрудничает с правоохранительными органами, и все копии документов она предоставила сразу.

Эту новость подхватили федеральные СМИ, некоторые решили, что чиновники потратили субсидию на собственные нужды. В мэрии Белогорска уверяют — средства ушли на топливо. Как немалая сумма из областного бюджета на топливо «запуталась» в предприятиях ЖКХ, пыталась разобраться «Амурская правда».

О том, что в администрации Белогорска и МУП «Теплоэнерго», которое обспечивает население теплом и горячей водой, прошли обыски, 1 ноября сообщила пресс-служба города. Сотрудники амурского управления ФСБ и полиции изъяли документы, касающиеся получения муниципалитетом субсидии на приобретение топлива в размере 110 миллионов рублей в ноябре и декабре прошлого года и последующего направления их в ресурсоснабжающие организации.

На следующий день пресс-служба Следственного комитета РФ по Амурской области сообщила о возбуждении уголовного дела по п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ — нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере. Как сообщает ведомство, в конце 2012 года администрацией Белогорска более 110 миллионов рублей из областного бюджета были потрачены «на цели, не соответствующие условиям их получения». Деньги на заготовку топлива были перечислены «фирме, которая в 2012 году не являлась теплоснабжающей организацией и соответственно не могла являться получателем этих бюджетных средств».

— Согласно постановлению правительства Амурской области, субсидии на приобретение топлива могут быть направлены только организации, которая является теплоснабжающей. Организация, получившая средства, на тот момент не являлась таковой. В этом и выразилось нецелевое расходование бюджетных средств, — пояснил старший помощник руководителя СУ СК РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — Расследование уголовного дела только началось. Предстоит выяснить, каков был механизм направления средств, на что они были потрачены и так далее.

Информация об уголовном деле вызвала бурю эмоций в СМИ, заголовки некоторых из них гласили: «Амурские чиновники растратили 110 миллионов рублей из бюджета на собственные нужды». В самой администрации города уверяют: деньги потрачены по назначению. Камнем преткновения стало банкротство МУП «Электротеплосеть», которое выполняло услуги снабжения теплом и горячей водой Белогорска в 2012 году.

А был ли МУПчик?

Любой глава города или района Амурской области знает о проблемах системы ЖКХ не понаслышке. Предприятия ЖКХ (и не только муниципальные) ежегодно банкротятся, не в силах вытянуть долги населения, а расхлебывать эти трудности приходится властям.

Летом 2012 года на белогорском МУП «Электротеплосеть» из-за большой задолженности населения и накопившихся долгов по налогам была введена процедура банкротства, пояснили в мэрии Белогорска. В сентябре в администрации провели конкурс на передачу в долгосрочную аренду муниципального имущества (котельных) новому предприятию, победителем было признано МУП «Теплоэнерго». Оно должно было приступить к теплоснабжению города 1 января 2013 года. Созданное предприятие направило пакет документов в управление государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области на утверждение тарифа. Вовремя он утвержден не был, это произошло 6 марта 2013 года. Деньги поступили в ноябре, чтобы не сорвать отопительный сезон, их направили МУП «Теплоэнерго». Средства потратили по назначению.

— Администрация не могла не принять эти деньги — впереди зима, город наш отапливается мазутом, топливо дорогостоящее, — поясняет глава пресс-службы Белогорска Марина Зингер. — По закону Амурской области средства субсидии запрещено перечислять предприятиям ЖКХ, находящимся в стадии банкротства. Если бы это все-таки было сделано, то средства на топливо попали бы в конкурсную массу и были распределены конкурсным управляющим кредиторам, в числе основных из которых значилась налоговая инспекция, — отмечают в пресс-службе главы Белогорска.

— Документами строго определен порядок целевого расходования субсидий на приобретение топлива, — поясняет замглавы Белогорска по ЖКХ Александр Башун, который вступил в эту должность весной 2013 года. — Властями эта цепочка соблюдена точно: средства из бюджета области поступают в администрацию, затем направляются распоряжением главы города в управление ЖКХ, заключается договор с теплоснабжающей организацией, ей переводятся деньги, и в течение двух дней от нее поступают документы, подтверждающие, что средства направлены поставщику топлива. Все эти бумаги у нас есть, топливо было закуплено, вопрос в том, где именно прослеживается нецелевое расходование средств? На тот момент котельные принадлежали МУП «Теплоэнерго», это я могу сказать точно. Мы сотрудничаем с правоохранительными органами, и все копии предоставлялись им сразу по их запросу.

Разобраться в юридических тонкостях предстоит правоохранительным органам. Правда, у некоторых информаторов АП уже сейчас возникают сомнения, что это уголовное дело дойдет до суда.

«Средства были направлены на приобретение топлива» 

Станислав Мелюков, глава администрации Белогорска:

— В конце 2012 года Белогорску, как и другим муниципалитетам, выделили областные средства на приобретение топлива. Администрация города в свою очередь направила их именно на приобретение топлива муниципальному предприятию. А не заказала на них для новогоднего корпоратива бурундийских барабанщиков. Разумеется, самой расстроенной в этой ситуации считает себя налоговая инспекция. Но мы не имели права целевую субсидию на топливо отдать на налоги предприятию-банкроту. Почему в сфере ЖКХ регулярно происходят банкротства — это отдельная болезненная тема для всех муниципалитетов. И поэтому лично я глубоко поддерживаю недавнее решение президента Владимира Путина создать федеральное министерство ЖКХ, которое, уверен, начнет профессионально решать застарелые проблемы той сферы, которая в первую очередь влияет на общественное настроение. И полагаю, что нагнетание ситуации в условиях, когда муниципалитет и федеральное ведомство всего лишь по-своему оценивают юридические тонкости и реалии жизни, может привести к непоправимым последствиям — сбою там, где его не хотелось бы ожидать. Потому что меньше всего хотелось бы, чтобы два раза переживший за лето наводнение 2013 года Белогорск из-за юридических разночтений еще и замерз.

Мнение

Павел Штейн, глава Бурейского района:

— Предприятия ЖКХ — это огромная головная боль всей нашей страны. Банкротятся не только муниципальные, но и частные организации, предприятия разных форм собственности. Причина, прежде всего, в абсолютном несовершенстве жилищно-коммунального законодательства. Еще один серьезный бич — это неплатежи населения, и эффективных способов борьбы с этим нет. Те, кто похитрее, имеют деньги и не платят, так как знают, что реально взыскать с них деньги очень сложно. Третье — выпадающие доходы, механизм возмещения их предприятиям тоже несовершенен. Эти вещи накапливаются и лопаются как мыльный пузырь — тогда начинается процедура банкротства. Проблемы с энергетиками, срыв ремонтной кампании, дополнительные затраты — все это бременем убытков ложится на предприятия ЖКХ. В Бурейском районе была такая управляющая организация, которая задолжала более 50 миллионов предприятиям ЖКХ. Все мои призывы вмешаться правоохранительные органы оставили без ответа. В итоге мы оказались с долгами, у ресурсоснабжающих организаций начались проблемы: долги по зарплате, не заплатили налоги, и следовательно, банкротятся. На днях Президент РФ Владимир Путин создал министерство ЖКХ и строительства. Это абсолютно правильный ход. На мой взгляд, сфера ЖКХ требует политики государственного регулирования.

ЦИФРЫ

19 ноября 2012 года в Белогорск пришел межбюджетный целевой трансфер на сумму более 45 миллионов рублей, и 24 декабря 2012-го — еще более 65 миллионов рублей