• Фото 1974 года.

Мы решили отыскать в Благовещенске дом, где жил советский писатель. И нам это удалось!

Повод для литературного поиска нашелся в подшивке «Амурской правды» за 1974 год. В своем очерке писательница Любовь Антонова рассказала, что при подготовке материалов к своей книге «Заслон» о борьбе за советскую власть на Дальнем Востоке она нашла интересную информацию, что в 20-х годах в Благовещенске неделю жил Александр Фадеев, скрывавшийся тогда за партийной кличкой Саша Булыга.

«В архивных документах мне удалось отыскать, что Фадеев вместе с друзьями жил в доме по улице Соборной, 71 (ныне Октябрьская, 227А), — пишет Любовь Антонова. — После того как улицу переименовали, новые номера появились и у всех домов». Больше месяца работы в архиве, поиска очевидцев, понадобилось писательнице, чтобы отыскать «фадеевский» дом. Я решила пойти по стопам Любови Антоновой. Не книгу, конечно, написать, а для начала отыскать дом своего известного однофамильца.

К сожалению, точный адрес «фадеевского» дома Любовь Антонова не назвала, указав лишь, что здание находится по улице Октябрьской (между Хмельницкого и Шевченко). К счастью, в «Амурской правде» сохранилась фотография строения. На ней обычный деревянный домик с пристройкой, четыре окошка на улицу, у забора скамейка и два тополя у дороги. Примет, как говорится, раз-два и обчелся. А если учесть, как быстро растут новостройки на улицах областного центра, особенно в последнее десятилетие, шансов отыскать старый деревянный дом — ничтожно мало. Оставалось лишь положиться на традиционное журналистское «а вдруг!»

Вооружившись пожелтевшим снимком, отправились на поиск — на Октябрьскую. Старые дома сохранились только с одной стороны улицы, да и их настойчиво поджимают растущие многоэтажки. «Вот он, точно он!» — окинув деревянных «старичков» зорким взглядом фотографа, остановил машину Сергей Лазовский. Но торопиться и радоваться сразу не стали — нужно тщательно все проверить.

Нашли точный ракурс, с которого было сделано фото почти сорокалетней давности. Старый забор, ставни, скамейка, которые есть на снимке, не сохранились, а вот четыре окна, наличники над окнами, труба почти по центру крыши и даже два подросших тополя у дороги — на месте. Сомнений не оставалось — «фадеевский» дом найден!

Сейчас здание разделено на несколько квартир, дверь нам открыли лишь в одной.

— Не знаю, кто в этом доме жил до меня, — не особо заинтересовался литературной историей изрядно помятый жилец, отказавшийся назвать свое имя. — Да и некогда мне с вами разговаривать, в магазин надо.

Зато живущий по соседству Александр оказался более словоохотливым и, главное, трезвым. Узнав о том, что в этом доме останавливался Александр Фадеев, мужчина не сильно удивился.

— Дома тут все старые — столетние. Кто знает, кто тут жил, может, и Фадеев заезжал, — решил пофилософствовать мужчина. — Я лет десять снимаю соседний дом, о том, что здесь жил советский писатель, только от вас услышал. Стариков здесь почти не осталось, в основном молодые живут, думаю, они даже не знают, кто такой Фадеев. Но я, когда переехал на Октябрьскую, заметил, что  этот дом отличается от других на улице. В основном тут деревянные домишки, а этот выложен красным кирпичом, более добротно выглядит.

Правда, после сильных летних дождей и из-за непрекращающегося ремонта на Октябрьской и этот крепкий с виду домик стал разваливаться — по стене прошли трещины, из кладки выпадают кирпичи. В том, что «фадеевскому» дому осталось стоять недолго, подтвердили и остальные местные жители.

— Вы вовремя подъехали, хозяйка сказала, чтобы я подыскивал новое жилье — дома в этом районе в скором времени собираются сносить, — добавил еще один житель квартала Николай Семенов. — Повезло, что успели хоть сфотографировать… А подтвердить, жил в этом доме Фадеев или нет, сможет только один человек — долгожительница нашего квартала баба Надя.

— В этом доме с рождения живу — с 1938 года. Говорили, что в соседнем доме жил какой-то писатель. А кто говорил, какой писатель — с годами запамятовала, — подтвердила Надежда Балдовская. — В будущем году, наверное, снесут все оставшиеся деревяшки. Жалко. Ведь у нас на Октябрьской дома непростые — в нашем, говорят, до революции какой-то купец жил… Через несколько лет будут стоять многоэтажки — одинаковые и без истории.

Кстати, по словам бабы Нади, последним хозяином в одной из квартир дома, где останавливался Фадеев, был мужчина по фамилии Кошевой. Такая вот литературная рифма.

Уезжала я от дома писателя с двояким чувством. С одной стороны, хорошо, что удалось отыскать здание, в котором останавливался будущий автор «Молодой гвардии» и «Разгрома», а с другой — грустно, что еще одна страница истории Благовещенска может пойти под снос. Останутся на память о том, что в столице Приамурья пусть неделю, но жил Фадеев, только статьи в «Амурской правде» да баба Надя...

«В Благовещенске много известных писателей и поэтов заглядывало»

О приезде Александра Фадеева в Благовещенск амурским ученым известно. Историки больше опираются на факты и рассказывают о том, что осенью 1920 года в здании областного драмтеатра прошел съезд красной молодежи Амура, на котором Александра Фадеева избрали в члены Амурского обкома комсомола. Знают о приезде писателя на амурскую землю и местные литературоведы.

— В декабре готовимся выпустить «Энциклопедию литературной жизни Приамурья (XIX—XXI вв.)», — рассказал «Амурской правде» доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы БГПУ Александр Урманов. — В ней будет большая статья о пребывании Александра Фадеева в Амурской области. Кроме того, в «Энциклопедии» мы не только расскажем о знаменитых писателях и поэтах, которые побывали в Приамурье, но и о литературных произведениях, которые создавались ими на амурской земле на местные темы.

Известные писатели и поэты, которые приезжали в Приамурье

Владимир Арсеньев

Антон Чехов

Аркадий Гайдар

Александр Солженицын

Леонид Завальнюк

Павел Васильев