Мое главное правило ни при каких условиях не повышать голос на учеников.Мое главное правило ни при каких условиях не повышать голос на учеников.

Начинающую предпринимательницу не смущает, что автоучеба — традиционно мужской бизнес. На ее стороне — опыт работы автоинструктором, таксистом и даже водителем карьерных грузовиков. Почему и как девушки выбирают работу за рулем, выясняла АП.

В такси за зарплатой

Маленькая Эмилия никогда не мечтала стать актрисой, врачом или учителем. С детства ее мечта была простой, но весьма жизненной — найти работу, на которой можно хорошо зарабатывать. И поэтому, когда ее семья переехала из Хабаровска в Якутск, девочка решила: хватит с нее девяти классов образования, нужно искать свою профессию. До 18 лет она успела поработать штукатуром-маляром, оператором, продавцом, а как только отпраздновала совершеннолетие, отправилась получать права.

— Не скажу, что я очень любила машины и все, что с ними связано. Просто узнала, что таксисты неплохо получают, и решила сесть за руль, — вспоминает Эмилия. — Получила права и купила в кредит свой первый автомобиль — «Тойоту-Карину» 91-го года.

Тогда же девушка устроилась в такси. Проработала три года, пока знакомый не предложил ей устроиться к нему в автошколу инструктором. Несколько месяцев на обучение — и вот 21-летняя Эмилия становится самым молодым в городе автоучителем.

Проверка пенсионерами

— Первый месяц думала: уволюсь. Старший мастер, который распределял учеников, решил проверить меня на прочность и давал только тех, кому больше шестидесяти, — вспоминает девушка. — Я им что-то объясняю, а они записывать в тетрадь чуть ли не на середине дороги начинают. Или забывают, что я только что сказала.

Чтобы остаться на работе, Эмилии пришлось срочно штудировать статьи по психологии. Она искала в интернете соответствующую литературу и тут же училась применять знания на практике. В итоге проверку пенсионерами Эмилия прошла и стала работать наравне с остальными инструкторами.

— На самом деле я считаю, что девушки зачастую даже лучше, чем мужчины, приспособлены для работы инструктором. Первая и самая главная заповедь автоучителя — не кричать на курсанта. Никогда, ни при каких обстоятельствах, — уверена она. — Оказаться на дороге в потоке машин — это само по себе большой стресс. А когда едешь на «механике» и глохнешь на светофоре, вокруг начинают ругаться, это такое нервное напряжение! И если при этом еще и инструктор повысит голос — у водителя может быть психологический стресс, который будет мешать ему ездить еще долгое время.

Эмилия признается: за всю ее практику только две ученицы начинали плакать в автомобиле, да и то от злости на свою «водительскую несостоятельность». При этом сама автолюбительница сорваться на курсанте не позволила себе ни разу. «Конечно, бывали моменты, что хотелось заорать в голос. Вышла из машины, вдохнула глубоко, улыбнулась — и снова за руль».

Из Якутии в Приамурье

Работа автоинструктора девушку устраивала, а вот климат Якутии — нет. И год назад подруга, решившая переехать в Приамурье, позвала с собой. Сразу устроиться на новом месте в автошколу Эмилии не удалось, и она решила поработать водителем БелАЗа.

— Увидела объявление — в компанию «Петропавловск» требовались женщины-водители для работы на карьерных самосвалах вахтовым методом, — рассказывает она. — Не скажу, что управлять БелАЗом так уж сложно, и вообще, кто сказал, что это мужская работа?

Однако желание продолжить карьеру автоинструктора девушку не оставляло. Как только она узнала, что в одной из автошкол набирают штат, сразу устроилась туда. Сначала работала на машине организации, а потом приобрела свою. «В Якутии это распространенная практика: автоинструкторы стараются работать на своих автомобилях, в этом случае по вечерам они могут давать дополнительные уроки. В Благовещенске такое не так часто встретишь», — объясняет Эмилия.

Сейчас девушка активно занимается созданием своего дела. Самый сложный этап — найти автодром и место для него — практически пройден. Эмилия прорабатывает бизнес-план, готовит документы и надеется к новому году набрать первую группу студентов.

— В Благовещенске автошкол не хватает — люди записываются в очередь, чтобы попасть на курсы, а отсутствие конкуренции всегда плохо влияет на качество работы, — смеется она. — Будем исправлять.

Конечно, в эту автошколу будут принимать не только девушек (хотя сегодня восемь из десяти учеников — представительницы именно слабого пола). Но те, кто придет на курсы, могут быть уверены, подчеркивает начинающая предпринимательница, кричать и унижать учеников здесь будет под строжайшим запретом.

— Поэтому я и хочу в первую очередь на работу брать инструкторов-девушек: они более гибкие в психологическом плане и нередко лучше объясняют материал. И кстати, я знаю немало девушек, которые с удовольствием работали бы автоинструкторами, но эта профессия у нас считается мужской. Ничего, это мы исправим, — уверенно улыбается Эмилия.

Как менялся ценник на бензин в Приамурье

На прошлой неделе на автозаправках Благовещенска выросла стоимость бензина.  Топливо подорожало на АЗС компании «Альянс» на 50 копеек. Нефтяники констатируют: условия рынка готовят следующее повышение цены. Главная причина —  высокая стоимость сырья и рост акцизов.  Как вел себя ценник на нефтепродукты — в статистике Амурстата.

Индекс цен на топливо с начало года в процентах к предыдущему месяцу – см. инфографику.

ВОПРОС — ОТВЕТ

Можно сдать на права экстерном? 

«В нашем селе автошколы нет, ездить каждый день в Благовещенск на уроки вождения нет возможности. Большинство односельчан сдавали на права экстерном — сами учили теорию и практику, а затем сдавали экзамен в ГИБДД. Можно ли сдавать на права таким образом сейчас, после вступления в силу 92-го федерального закона?» — Дмитрий Петренко, с. Гродеково

— Действительно, до ноября этого года любой россиянин имел право не учиться в автошколе, а пройти курс обучения самостоятельно, а затем просто сдать на права в ГИБДД. Но теперь для допуска к экзаменам необходимо пройти обучение в профессиональной школе подготовки, — комментирует врио начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Амурской области Алексей Ежевский. — В Благовещенске ежегодно несколько десятков человек приходили сдавать на права, пройдя курс обучения самостоятельно. Как правило, таких людей сразу видно: теоретический курс они могут сдать наравне с теми, кто учился в автошколах, но практику — с пятого-шестого раза, теряются на дорогах. Поэтому подобное нововведение, я думаю, вполне оправданно.

1,8 процента — на столько выросла цена на курсы обучения вождению легкового автомобиля в октябре по сравнению с сентябрем, по данным Амурстата.

500 рублей — средняя стоимость часового урока на дороге с автоинструктором.

6 автошкол в Благовещенске.