Подтопленцы предпочитают покупать новое жилье, а не строить его.Подтопленцы предпочитают покупать новое жилье, а не строить его.

И сельские дома, еще три-четыре месяца назад стоившие 200—300 тысяч рублей, теперь никто не продает дешевле стоимости сертификатов, которые получают подтопленцы. А это как минимум 800 тысяч рублей. При этом на каждого потенциального покупателя жилья в районах обычно приходится по пять-десять продавцов. Как ведут себя цены на недвижимость в других территориях, почему из отдаленных районов начинается утечка мозгов и что делать тем, у кого ушедшее под воду жилье не было оформлено в собственность, — об этом читайте в нашем материале.

Цена — сертификат

В Михайловском районе после паводка непригодными для жизни признаны 66 домов-квартир, как их называют в местной администрации. Это и индивидуальные частные дома, и жилплощадь в двухквартирных домах. По предварительным данным, лишь четверо владельцев утонувшего жилья решили строиться, остальные после получения сертификатов будут приобретать квартиры или дома. Восемь семей уже получили сертификаты на покупку. Теперь у них есть полгода на то, чтобы подыскать жилье.  Сумму выплаты рассчитывали исходя из утвержденной в районе стоимости квадрата в 24,5 тысячи рублей. И если раньше дома в селах можно было купить на материнский капитал (200—400 тысяч рублей), то теперь уже только на подтопленческий.

 — На одного подтопленца полагается 33 квадрата, на двух — 42, на трех и более — по 18 квадратных метров на человека. Люди получают сертификаты на 800 тысяч рублей и более. Раньше в том же Калинине, где 17 домов не подлежат восстановлению, дома стоили 150—200 тысяч рублей, то теперь цена у всех одна — сертификат, — говорят в местном управлении соцзащиты.

Сельчане разъезжаются

Решив воспользоваться счастливой возможностью продать жилье подороже, засобирались уезжать из сел те, кому раньше эта мысль даже не приходила в голову.

— Люди засобирались. Причем уезжать планируют квалифицированные специалисты, — сокрушаются в администрации Михайловского района. — Например, совершенно неожиданно на продажу выставила дом директор школы в одном из пострадавших сел. Еще одна директор школы и фельдшер, чьи дома не подлежат ремонту, планируют получить сертификаты и приобрести жилье в других районах области.

После паводка существенно подросли цены на квартиры и в Пояркове.

— Я интересовалась ценами на жилье в Пояркове еще в августе, когда подтопление только началось. Тогда двухкомнатную квартиру можно было купить за 800—900 тысяч рублей. С тех пор квартиры подорожали примерно на 200—300 тысяч рублей. Сейчас уже дешевле, чем стоимость сертификата, не найти — то есть цены от миллиона и выше, — рассказывает обладательница сертификата на покупку квартиры Виктория Корзаченко. — Мы подыскивали себе квартиру полтора месяца. И как только нашли, сразу заключили с владельцем договор, чтобы зафиксировать цену. У нас с мужем сертификат на 42 квадрата, а площадь квартиры — 48 квадратов, так что нам придется доплачивать.

Пока документы еще не оформлены, Виктория Владимировна продолжает жить в своем пострадавшем от стихии доме в селе Дим, где теперь не найти дома дешевле чем за миллион. Еще недавно жилье здесь стоило не дороже 300—400 тысяч рублей.

Продавцы выстраиваются в очередь

В Архаринском районе желающие продать квартиру или дом проторили тропу в управление соцзащиты.

— У нас на каждого покупателя по пять продавцов — не меньше! — говорят в управлении. — Объявлений о продаже стало в разы больше — раньше одно-два, а теперь целые страницы в газете выходят. Желающие продать квартиры и дома приходят к нам и оставляют свои объявления для потенциальных покупателей.

О первичном рынке жилья в селах да и во многих райцентрах говорить не приходится — здесь давно никто ничего не строит. На продажу выставляют обычно далеко не новые дома и квартиры. И цены на них зашкаливают. Стоимость недвижимости в Архаре выросла со времен первых сертификатов на покупку жилья, которые еще в 2010 году начали выдавать участникам Великой Отечественной войны и их вдовам. До этого однокомнатную квартиру в райцентре можно было купить за 600—700 тысяч рублей. С первыми сертификатами стоимость выросла до миллиона и выше.

— В самом начале паводка ходили слухи, что квадратный метр по сертификату будет стоить 38 тысяч рублей, некоторые даже подняли цены на свои квартиры до этого уровня. Но потом снизили до нынешних 25 тысяч рублей за квадрат, — рассказали в администрации Архаринского района. — В итоге после наводнения цены на квартиры не сильно изменились. Люди больше интересуются частными домами, хотят держать хозяйство. И цена на дома растет. Раньше дом в Архаре можно было купить за 700 тысяч рублей, сейчас — от 800 и выше. Появились дома за 1,8 миллиона — раньше таких цен не было. Причем некоторые пытаются продать по таким ценам даже не дома, а летние дачи.

Как показывает опыт, поднявшись однажды пусть даже до необоснованно завышенного уровня, цены на недвижимость так и замирают на нем.

Бесхозные квадраты

В Архаринском районе есть и другая проблема — из 87 домов, признанных не подлежащими восстановлению, лишь два дома оформлены в собственность. Остальные относятся к так называемому бесхозяйному жилью. На вопрос, что делать хозяевам бесхозяйных домов, в администрации района ничего конкретного не ответили. Там сообщили лишь, что порядок получения новой жилплощади для несобственников сейчас разрабатывают в амурском министерстве архитектуры и строительства.

В минстрое области АП заверили, что порядок уже существует. Его схема такова — бесхозяйное жилье оформляет в собственность муниципалитет. Он же потом выступает заказчиком строительства новых домов, в которых по договору соцнайма будут жить подтопленцы. Эту жилплощадь они в дальнейшем смогут приватизировать. Для самих пострадавших от наводнения минус такого механизма только один — они не смогут выбрать для строительства жилья другой населенный пункт.

В Константиновском районе тоже фиксируют небывалые цены на недвижимость. Так, в Новопетровке появились дома стоимостью два с лишним миллиона рублей. В районе не подлежат восстановлению 53 дома, шесть адресатов уже получили сертификаты на покупку жилья. А одна из семей, проживающая в Орловке, уже купила по документу квартиру.

 — До подтопления я ценами не интересовалась, а когда начала искать себе жилье в Константиновке, то поняла, что стоимости сертификата может не хватить, — говорит пенсионерка из Орловки Анна Зигура. — За двухкомнатную квартиру площадью чуть меньше 42 квадратов мы с мужем заплатили около 1,2 миллиона рублей — пришлось доплатить к сертификату еще 170 тысяч. Но я очень довольна и благодарна властям за помощь. Сейчас мы заканчиваем оформлять документы, а в квартире идет ремонт. Надеюсь, на следующей неделе мы уже въедем.

Взялись за стройку

В целом по области общая тенденция такова, что большинство оставшихся без жилья подтопленцев сделали выбор в пользу покупки квартир и домов, а не строительства. Вместе с тем в отдельных территориях стройка все-таки развернется. В Зейском районе ее только планируют начать, а в Мазановском она уже идет полным ходом.

Пострадавших из Зейского района, имеющих право на покупку или строительство жилья, больше интересуют дома на земле, чем квартиры. Из имеющихся в территории 162 домов-квартир, не подлежащих ремонту, больше половины — из многострадальной Ивановки. Многие из подтопленцев планируют строить новые дома в родном селе или по соседству — сейчас им отводят участки под строительство площадью по 15 соток. Стройку планируют начать в этом году, подрядчиком, скорее всего, будет Амурское ипотечное агентство.

В Новокиевском Увале то же Амурское ипотечное агентство уже строит для подтопленцев четыре дома по улице Веселой. Как сообщили в администрации Мазановского района, через две недели они будут готовы. Еще пять семей, пострадавших от паводка, решили строиться сами, остальные 29 семей будут приобретать жилье по сертификатам. Как отметили в районной администрации, утвержденного порядка выдачи соцвыплаты тем, кто планирует строить новый дом сам, пока нет.

Вместе с тем в минсоцзащиты области сообщили, что тем, кто будет строиться сам, для начала нужно получить разрешение на строительство. Затем подать документы в министерство и получить половину причитающейся соцвыплаты. По окончании строительства им перечислят оставшуюся половину суммы. Пока ни одного заявления на «самострой» в министерство не поступало.

ЦИФРЫ

971 пострадавшая амурская семья получит соцвыплату на покупку или строительство нового жилья. Дома этих людей не подлежат восстановлению.

573 пострадавшие семьи, чьи дома не подлежат ремонту, приняли решение в пользу покупки, а не строительства жилья.

29 свидетельств на получение социальной выплаты на покупку нового жилья уже выдано в Приамурье.

25 тысяч рублей — стоимость квадрата, исходя из которой рассчитывают величину выплаты на покупку и строительство жилья в сельской местности.

30 тысяч рублей — стоимость квадрата, которую используют для расчета величины выплаты на покупку или строительство жилья в городах области.

1 514 домов в Амурской области после паводка подлежат капитальному ремонту.