У девочек доминирует логическое левое полушарие, а у мальчиков — творческое правое.У девочек доминирует логическое левое полушарие, а у мальчиков — творческое правое.

Все решают полушария

Медики давно говорят о том, что девочки развиваются быстрее, это заложено физиологически. В раннем школьном возрасте среди детей, не готовых к систематическому обучению, мальчиков вдвое больше, чем девочек. А школьная незрелость — это фактор риска для здоровья ребенка. Не случайно за рубежом есть такой опыт — мальчишки, которых принимают в школу, по возрасту на полгода старше девчонок, чтобы таким образом выравнялись их возможности.

Но главное даже не это, а то, что есть особенности возрастного развития мозга у мальчиков и девочек. У всех дошкольников доминирует правое полушарие, а к моменту поступления в школу ситуация меняется: девочки становятся «левополушарными», а мальчики остаются «правополушарными». Это значит, что особенности функционирования головного мозга, а следовательно, мысленной деятельности и поведения у детей разного пола очень отличаются. У девочек более развито логическое мышление, а у мальчиков — творчество и воображение. Впоследствии эти различия нивелируются, но на первом этапе обучения именно они играют важную роль в разном восприятии информации мальчиками и девочками.

Сегодня школьная программа приспособлена для детей с более развитой деятельностью левого полушария, то есть для девочек.

— Многое, что предлагается в школе, — заучивание правил, повторение пройденного, объяснение материала на конкретных примерах, пошаговая стратегия — рассчитано на восприятие девочек, — говорит Елена Романцова. — У мальчиков другой подход, они воспринимают информацию образно и эмоционально. Они могут высказывать идеи, идущие вразрез с общепринятыми, они не мыслят в рамках шаблонов и стереотипов. Такова роль правого полушария. Для них концепция преподавания должна быть иной. Мальчики сами должны вывести правило из того, что написал на доске учитель. Важно использовать их исследовательскую деятельность.

По девчоночьим стандартам

Будущие мужчины в большей степени настроены на творчество, у них тип мышления связан с тем, что им проще писать сочинения, чем диктанты (девочкам — наоборот). Мальчишки воспринимают информацию целостно, а не в деталях. Для них более важен смысл, чем установленные правила.

— Преподаватель в обычной современной школе имеет неоднородную группу учащихся, где каждый ученик — индивидуальность, проявляющая либо лево-, либо правополушарный тип мышления, — отмечает Елена Борисовна. — К сожалению, трудно найти примеры индивидуального методического подхода к обучению детей разного пола. Существуют наблюдения о навязывании детям того типа мыслительной деятельности, которым обладают их учителя. Если учесть, что в школе преподают чаще женщины, левополушарный способ преобладает даже в способах подачи материала.

Обучаясь по девчоночьим стандартам, молодые люди оказываются в невыгодной позиции и проигрывают, ведь школьная методика идет вразрез с их типом мышления. Качества, свойственные девочкам, поощряются, а мальчишеские — задвигаются.

— И смотрите, что получается, — продолжает психолог. — Мальчики ориентированы на то, чтобы получить одобрение. Учителем приветствуется поведение добросовестного отношения к учебе. И если мальчику надо получить одобрение учителя, он должен взять для себя модель поведения девочки. Парадокс? В итоге мы видим много мальчиков, которые в чем-то похожи на девочек. А потом говорим, что у нас нет настоящих мужчин. Все закладывается в школе. Школьная методика изначально обеспечивает больший неуспех мальчику, чем девочке. А если учесть, что у мальчиков статистически чаще, чем у девочек, встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ведущий к трудностям в обучении, то не удивительно, что у таких детей процесс адаптации к школе становится очень сложным. У них чаще формируется агрессивное отношение к сверстникам и взрослым — а это значит, что такие дети требуют иной педагогической тактики.

В мужском классе мальчики не сутулятся

Врач и ученый Наталья Куинджи несколько лет назад опубликовала данные по исследованию здоровья детей, обучающихся раздельно. Ее вывод: раздельное образование улучшает адаптацию и снижает напряженность как у мальчиков, так и у девочек.

— Для педиатров, а я педиатр, заметно, что дети в первое полугодие обучения теряют массу тела, — продолжает Елена Романцова. — К этому приводят нагрузки и сложности в адаптации. Ко второму полугодию параметры физического развития восстанавливаются. При обучении в раздельных классах похудания детей не замечено, то есть они легче адаптируются. Показатели здоровья тоже оказались лучше у ребятишек, которые учатся раздельно, и это хорошо заметно к окончанию начальной школы.

Кроме того, по словам Елены Романцовой, в одной из московских школ провели исследование и выявили, что ребята из класса мальчиков были выше ростом, чем их сверстники из смешанного класса, имели низкие показатели ортопедической патологии. Это тоже объяснимо — если ребенок испытывает проблемы адаптации, если его записали в отстающие, потому что у него другой тип мышления и он не может приспособиться к типу мышления девочки, мальчик опустит плечи, ссутулится. А это ведет к нарушению осанки, сколиозу.

МНЕНИЕ

Елена Романцова, психолог: 

— Я — за раздельное обучение, так как гендерное обучение становится личностно-ориентированным, — подводит итог разговору психолог. — Такое обучение можно назвать здоровьесберегающим для всех детей и щадящим — для школьников с уже имеющимися нарушениями здоровья. Опасность его я вижу только в том, что сами преподаватели могут быть не готовы к разному преподнесению материала для учеников разного пола. И хотелось бы, чтобы в классе мальчиков преподавателями были мужчины. Второй момент: даже при раздельном обучении дети должны учиться в одной школе, чтобы они не были в отрыве друг от друга. Они обязательно должны общаться на переменках и на общешкольных мероприятиях. Гендерные роли — женщина-мать, мужчина-защитник — должны реализовываться в коммуникациях с противоположным полом.

СПРАВКА АП

Алексеевская женская гимназия в Благовещенске была открыта в 1873 году. В ней было двухклассное образование. Постепенно к 1888 году гимназия стала полной (семиклассной). В 1896 году в ней обучались 383 ученицы, а в 1913-м — 780 гимназисток.

Мужская гимназия в Благовещенске открылась в 1877 году. Мальчикам преподавали математику, географию, чистописание, закон Божий, русский язык, латынь, пение, гимнастику. В первый учебный год в прогимназию поступило 63 ученика.