• Одна из чудотворных икон находится в благовещенском храме «Всех скорбящих Радость».
  • Владыка Лукиан: «Хочется обозначить чудотворные реликвии, чтобы они не пропали  в памяти людской».
  • Путь иконы в храм «Всех скорбящих Радость» был трудным и скорбным.

Это икона Божией Матери «Скоропослушница», которая хранится в соименном храме Белогорска. Старинная икона святителя Николая Мирликийского из Свято-Никольского храма города Свободного. И святыня «Всех скорбящих Радость», которую можно лицезреть в благовещенском храме на Красноармейской, 53, — тот самый образ Богородицы, на котором однажды появились капельки благоухающей влаги.

Основанием для прославления этих священных образов, по словам православных священников, послужило то, что за время пребывания в Амурской области от них было явлено множество чудес — по молитвам перед святынями многие люди получали исцеление в болезнях и помощь в житейских делах. О таких вещах не говорят много, запросто и со всеми. Но опыт услышанной Богом молитвы, наверное, самое ценное, что есть у христиан.

— Признание икон местночтимыми — это случай особенный для нашей епархии. Долгое время эти три святыни были любимы простым народом. Но официально никто на это не обращал внимания. Раньше вообще люди боялись говорить о чудесах, исцелениях — это было запрещено. Поэтому многое оставалось в глубине человеческих душ и сердец, — говорит епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан. — Сегодня мы пришли к убеждению, что о духовных событиях говорить надо, чтобы не обидеть того же святителя Николая, Матерь Божию, к которым мы постоянно обращаемся с мольбами о помощи и которые нам помогают. Мы не должны оставаться неблагодарными. И придание иконам статуса местночтимых — это не только наша благодарность, но и историческая справедливость.

О том, как часто в российских городах и областях иконы официально признают местночтимыми и чем прославились в народе эти три образа, читайте в интервью владыки Лукиана в нашей газете.

Чудотворные иконы всегда остаются для христиан свидетельством небесной любви и снисхождения к человеческим страданиям и немощам. Очень часто икону называют окном в мир Божественного. Считается, что каждый лик, созданный согласно православным иконописным канонам, источает благодать Божественной любви. И все же есть образы особо любимые и почитаемые в народе. Часто ли в российских городах и областях иконы официально признают местночтимыми? С этого вопроса мы начали разговор с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом.

— Такое происходит не часто. Это все‑таки дело истории, долгой жизни святых реликвий. В разных регионах нашего отечества известно немало великих чудотворных святынь, к примеру, Казанская, Смоленская, Владимирская Богоматери, у нас это Албазинская чудотворная икона. Все они имеют почитание и известность общецерковную, — говорит владыка Лукиан. — Но есть святыни, которые прославились чудесами и благодатной помощью в определенных местах какой‑то области или края. В одно время их слава была громкой, а потом затихла, потому что уходят из жизни свидетели разных случаев исцелений. Потом опять случаются всплески. И хочется обозначить эти реликвии, чтобы завтра они не пропали в памяти людской.

Подарок от монахов святого Афона

— Уважаемый владыка, чем прославились эти три образа, что к ним такое внимание церкви?

— За два года я побывал в разных храмах на территории области. У нас есть много интересных икон, которые не забыты на уровне местных приходов, но другие амурчане о них ничего не слышали. Что говорить об этом, если многие наши земляки не знают историю чудотворной Албазинской иконы, которую почитают даже в Америке. Когда я об этом узнал, сам поразился. Один из списков Албазинской Богоматери в серебряной ризе висит в синодальном храме Русской православной церкви за рубежом в США, куда его вывезли через Китай наши эмигранты. Его почитают, к нему приходят с мольбами и получают от Богоматери помощь.

И вот когда я объезжал приходы, в одном из белогорских храмов — сейчас это подворье мужского монастыря образа «Скоропослушницы», я увидел старинную икону Божией Матери. Сам я люблю рисовать, увлекался иконописью, как говорится, уже набит глаз: могу отличить, где икона, которая имеет историческую, художественную ценность, а где так называемый новодел. Смотрел я на лик Богоматери и поражался: почему такую старинную и намоленную святыню заставили современными бумажными иконочками? Неужели верующим она не интересна?

В это время ко мне подошли пожилые прихожанки и стали рассказывать: «Это же такая икона, с ней столько было чудес!..» Я вначале подумал: бабушки впечатлительные, эмоциональные… Но после того как мы открыли эту икону, мне уже другие прихожане, представители местной интеллигенции стали рассказывать много удивительного об этой святыне — как когда‑то их мамы, бабушки приходили, молились Божией Матери и получали исцеление от болезней, избавление от злоключений удивительным образом.

Когда епархиальная комиссия обследовала эту икону, оказалось, что она написана в Афонском монастыре монахом-иконописцем и специально передана из Греции в Белогорск. Представляете, как интересно! То есть это особое благословение со Святой горы Афон для жителей этого места, о чем гласит надпись на иконе.

— А по чьей просьбе греческие монахи передали сюда икону?

— Этого никто не знает и, наверное, уже никогда не узнает. Я увидел во всей этой истории особый знак от Матери Божией, этой иконы афонской «Скоропослушницы», всем тем идеям, добрым переменам, которые происходят сегодня на месте небольшого православного прихода. Разве мог кто‑нибудь из белогорцев когда‑то представить, что в будущем в их городе появится подворье епархиального монастыря?!

Как Николай Чудотворец храм отстоял

— А свободненский образ Николая Чудотворца почему посчитали нужным выделить?

— История старинной иконы Николая Мирликийского из Свято-Никольского храма в Свободном прослеживается с 17‑го века, еще со времен Екатерины Великой, как особое благословение этому храму и городу. Но ценно даже не время, а события, которые связаны с ней. Икона имеет очень интересную историческую цепочку. До революции эта церковь называлась Ольгинской. Когда ее закрывали, безбожники принялись разбирать иконостас, чтобы вытащить из него старинные образа. Лишь образ святителя Николая в латунной ризе никак не желал покидать своего места. Что бы в этом здании безбожники ни творили, что бы с иконой ни делали, она не вышла из иконостаса. Ее не смогли достать даже при помощи лома! Это был знак, что на этом месте все равно должен быть храм.

Тогда икону заколотили досками. А спустя почти два десятилетия верующие вынули образ Чудотворца из деревянной рамы, причем без всякого труда. Просто поразительно! Поэтому в 1947 году, когда свободненцам вернули церковь, они решили ее переименовать в Свято-Никольскую — в память о том чуде, которое явил людям святитель Николай. И уже после этого, по рассказам старожилов, было немало свидетельств о благодатной помощи жителям Свободного от старинной иконы. Она действительно особая, это их святыня — городская реликвия. И мы должны были закрепить этот статус.

 Чудесное обновление иконы «Всех скорбящих Радость» 

Уже само название этой иконы, которая является главной святыней одноименного храма на улице Красноармейской в Благовещенске, говорит за себя. Однако ее путь в этот храм был трудным и скорбным. Долгие годы старинная икона XIX века была в забытьи.

Почерневший от времени отрезок доски много лет назад случайно обнаружили у себя на чердаке жители Ивановки. Поначалу использовали доску как разделочную в хозяйстве, а потом вдруг заметили, что на обратной стороне из черноты стал проступать образ Пресвятой Богородицы. Удивленные хозяева отнесли находку в местную церковь. Там доску почистили, и стало понятно, что это икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Более 13 лет она хранилась в ивановском приходе Иоанна Богослова, пока вдруг не стали происходить чудеса.

В 2011 году сельские прихожане заметили, что икона странным образом начала обновляться. Как раз в это время в Благовещенске открыли приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Помещение, которое в дореволюционные времена было храмом, а потом долгие годы принадлежало сначала морской школе, затем педагогическому колледжу, наконец передали православным. Вот только главной иконы, во имя которой когда‑то создавали этот храм, там не было.

Первые службы здесь проводили перед вырезанным из календаря бумажным образом, обрамленным в деревянную рамку. И надо же такому случиться! С одноименной иконой в Ивановке вдруг стали происходить чудеса: темная доска постепенно становилась светлее, у изголовья Богоматери с младенцем на руках стали заметны ангелы. Изумленные прихожане расценили это как знак свыше. И на сходе всем миром решили подарить чудотворную святыню «Всех скорбящих Радость» благовещенскому храму, который носит ее имя.

Каждое воскресенье перед старинной иконой стали служить молебны. Обновление святыни продолжалось. И через некоторое время на темной доске стали проступать фигуры болящих и скорбящих людей в цепях вокруг Богоматери — полностью проявился библейский сюжет.

Пречистая Дева слышит всех, кто к ней приходит со своими бедами и заботами. И на иконе «Всех скорбящих Радость» мастер XIX века изобразил Богоматерь как Слушательницу — головка задумчиво опущена, ласковый понимающий взгляд. В один из дней молящаяся прихожанка заметила под стеклом, закрывающим образ, капельки влаги и побежала к батюшке: «Икона мироточит!» Об этом сообщили владыке Лукиану.

— Я приезжал, видел это. Но эмоционального отношения к таким вещам не должно быть. У церкви есть правило: выдерживать ситуацию. Поэтому мы молчали. Я посоветовал настоятелю храма стереть капельки мира. Но вскоре они опять появились на образе. Многие прихожане радовались, но я был в ожидании скорби, — говорит владыка Лукиан. — Переживал, что может что‑то случиться в приходе, где в это время продолжалась реставрация здания: вдруг на головы людям обрушится купол или кто‑то разобьется, что часто бывает на стройке.

Верующие стали приносить плачущей Богоматери золотые и серебряные украшения. Весной этого года мироточащую икону отправили самолетом в Москву, в Софринские художественные мастерские, чтобы там ей сделали оклад. А вскоре после того, как святыня вернулась в храм «Всех скорбящих Радость», в Амурской области началось наводнение. И тогда стало понятно: вот какой Матерь Божия подавала сильный знак — что жителей области ожидают скорби.

Слезы Богоматери-заступницы

Во время паводка в главном православном соборе замироточила еще одна икона — Албазинская.

— В одно из воскресений ко мне подошел иподиакон и тихо сказал: «Владыка, Албазинская плачет. У Матери Божией текут слезы». Началась служба, и я не мог отлучиться и посмотреть. Конечно, я очень обеспокоился. В области и так проблема большая — пошла вода, думаю: «Неужели нам еще большие скорби предстоят? К чему готовиться? Может, уже иконы надо поднимать на колокольню?» — вспоминает владыка Лукиан. — После литургии я в тревоге направился к Албазинской иконе. Народ расступился, смотрю на лик: слез уже нет, только под стеклом на лице Богоматери еле заметные следы от слез остались. Вот такой потрясающий случай. Это явление говорит о том, что Матерь Божия через чудотворные иконы подавала нам знаки, что она рядом с нами, она попечительствует о нашей земле. И мы должны быть ей благодарны.

Молитвы перед иконой «Всех cкорбящих Радость» приносят исцеление от недугов, душевных и телесных, утешение в скорбях и помощь в сложных житейских случаях. Ее брали с собой в торговые поездки купцы и помещали ее в лавках, молясь о помощи в делах.