• «Капитанская дочка».

Я понимаю, что уважаемый Дмитрий Сергеевич имел в виду ту массовую якобы культуру, которая транслируется СМИ, многомиллионными тиражами низкопробной литературы и порнографией. Однако дело тут вовсе не в СМИ и не в тиражировании того или иного сочинения — музыкального, литературного, архитектурного. Дело в том, возвышает ли это человека над животным или оно, напротив, превращает человека в животное; зовет ли человека к творчеству, созиданию или превращает его в потребителя и разрушает его душу. Вопрос именно в этом, а не в массовости и элитарности. Гиммлер был эстетом и знатоком живописи, однако это не мешало ему возглавлять одну из самых зловещих структур Третьего рейха (СС), красть и вывозить полотна великих художников из оккупированных стран.

Мне гораздо ближе то определение культуры, которое в 30‑х годах дал «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Отвечая на вопрос из зала, что такое для него культура, Калинин сказал: «Это когда в московских квартирах не станет клопов». Тогда, наверное, клопы были актуальны. Сейчас актуальны перевернутые урны, загаженные подъезды, оскверненные надгробия, изуродованный русский язык, ставший помесью развязного хохмачества, криминального жаргона, отборного мата и компьютерных американизмов.

Товарищ, сударь или пацан?

Язык вообще очень чутко реагирует на то, что происходит в жизни людей. Сегодня мы не знаем, как обращаться друг к другу. Для многих «товарищ» — это советский идеологический анахронизм. Хотя, к слову сказать, это древнерусское слово, как и устаревшее «товарка», — производное от тюркского «товар». Иначе говоря, товарищ — это тот, кто связан с тобой одним делом. «Господин», «госпожа» звучат либо издевательски, либо с явной установкой на элитарность, претензией на «белую кость» в противоположность «быдлу» (быдлом на Руси называли скот, предназначенный на убой). «Сударь», «сударыня» — звучат красиво, но это явный анахронизм, ныне пригодный для сказок или поэзии. Осталось одно — обращаться безо всяких «леди & джентльмены», «пани и панове» и т. п. Просто по имени и безо всякого отчества.

Раньше обращались на «ты» и называли по имени (без отчества) либо людей близких, либо тех, кто много младше тебя, либо тех, кто недостоин уважения. Например, какого‑нибудь горького пьяницу до старости называли Филькой. Сегодня на телевидении все сплошь, и стар и млад, обращаются друг к другу «Танюха», «Колян», «деффчонки», «пацаны», хотя многие уже давно перешагнули пенсионный возраст. Так сказать, создают атмосферу непринужденного дружеского общения.

Мало кто вспоминает, что обращение по отчеству — это, прежде всего, выражение уважения к отцу, роду-племени, а уж потом к социальному статусу и возрасту. Семнадцатилетний Петр Гринев из пушкинской «Капитанской дочки» обращается к шестнадцатилетней возлюбленной «Марья Ивановна». Герой фильма «Баллада о солдате» Алеша Скворцов даже в нечеловеческих условиях войны, встретив незнакомую девушку в пустом товарном вагоне, говорит ей «Вы». Как пел Булат Окуджава, «зачем мы перешли на «ты»… На Руси говорили еще решительнее: «Простота хуже воровства».

Может быть, я начинаю стареть и для меня неприемлемо то, что для людей помладше кажется естественным, однако я думаю, что во всякой культуре есть такие константы, такие инварианты, то есть присущие культуре «всех времен и народов» принципы, нарушение которых означает одичание как отдельных людей, так и целых наций.

ЕГЭ превратил нас в иммигрантов

Недавно Президент России высказался за возвращение такой традиционной для советской школы формы аттестации выпускников средней школы, как сочинение по литературе. На что некоторые учителя школ возразили: сегодня это уже невозможно. Дети более десяти лет были ориентированы на сдачу тестов в рамках ЕГЭ. Им полагается знать, какого цвета было платье на Наташе Ростовой на первом балу, и при этом можно совсем не понимать, в чем состоит главная идея романа Л. Н. Толстого «Война и мир», можно не знать, каков на «вкус» язык великого писателя.

Напомню, что первый (в целом успешный) опыт ЕГЭ был осуществлен в начале 60‑х годов во Франции, когда президент Шарль де Голь предоставил независимость Алжиру и сотни тысяч неграмотных негров заполонили страну. ЕГЭ был средством приобщения (хотя бы на уровне функциональной грамотности) иммигрантов к образу жизни французов. У нас получилось с точностью до наоборот: введение ЕГЭ превратило один из самых образованных народов мира в толпы малограмотных иммигрантов в собственной стране.

Прагматики победили гуманитариев

Помню, как в 80‑х годах на вопрос, когда мы сможем догнать Японию в производстве электроники, японцы отвечали: никогда! Японские дети в 4—5 лет учатся рисовать и могут различать десятки оттенков каждого цвета, поэтому, став взрослыми, они умеют создавать сложнейшую электронику. Вот вам практическая выгода гуманитарного образования. Тогда как установка на голый прагматизм ведет к совершенно противоположному результату. В СССР школьники знали Пушкина и Шекспира, слушали Чайковского и Баха, а став взрослыми, строили космические корабли. Сейчас мы не производим ни компьютеров, ни мобильных телефонов, ни приличных автомобилей. Простую лампочку завозим из‑за рубежа. Вот она цена прагматизма!

Давно известно, что в истории человечества побеждали отнюдь не те народы, которые были многочисленнее и сильнее физически, а те, чей дух и культура были сильнее и выше. Гуманитарное образование — это вовсе не то, что называют «информацией для общего развития». Это способ выживания и развития народа и отдельного человека. Жаль, что очень многие из тех, кто определяет политику, этого совершенно не понимают.

Почему наши звезды не поют на русском?

Сегодня в России одна из самых главных проблем — возрождение и сохранение национальной культуры, обычаев и традиций народов, населяющих нашу Родину. Это ничуть не противоречит ни задачам модернизации, ни нашей интеграции в мировую экономику и культуру. В Индии, например, несмотря на столетия колониальной зависимости, создают самое современное производство — от лекарств до космических кораблей, а носят национальные одежды, поют и слушают национальную музыку, снимают и смотрят национальные фильмы.

Я вовсе не призываю всех русских нарядиться в кокошники, надеть кафтаны да лапти и начать распевать частушки. Но меня очень тревожит то, что у нас многие подростки, юноши и девушки не знают и знать не хотят отечественной культуры. Мне, например, грустно, что на телевизионном конкурсе на лучший голос России больше половины песен исполняются на английском языке. Спрашивается, для кого собираются петь наши будущие отечественные звезды? Хорошо, что кандидаты в эстрадные звезды знают иностранные языки. Плохо то, что они все больше предпочитают петь не на тех языках, на которых думают и общаются между собой люди, живущие в России. Но будет еще хуже, если мы когда‑нибудь станем думать и общаться друг с другом не на родном языке. Для нас это будет означать конец нашей истории. Тогда ни Батыя, ни Наполеона, ни Гитлера на нас не надо: вымрем сами собой.

«Объективным в истории быть невозможно, а врать — подло»

 —  Сегодня горячо обсуждается вопрос о том, каким быть единому школьному учебнику по истории. Моя позиция состоит в следующем: официальную историю пишут победители, а не побежденные, — высказывает свое мнение Александр Чупров. — Пишут для того, чтобы укрепить свою власть. Так было и будет всегда. От этого никуда не деться. Но в любом случае это должна быть история, которая укрепляет дух нации и государственность. 

Помню, как в середине 90-х годов мне в руки попалось учебное пособие по истории России ХХ века для поступающих на исторический факультет. В этой гаденькой книжонке, написанной на деньги зарубежного фонда, людьми, получившими образование и ученые степени в советское время, не нашлось места ни подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, ни полету Гагарина в космос. О том, какой предстала политическая история советской эпохи, и говорить не надо. Авторы пособия не просто переставили в советской официальной истории (+) и (–) местами. Например, царь был плохим, а стал святым; коммунисты времен Гражданской войны были героями, а стали негодяями, и т. п. Они исключили все то, что хоть как-то способствовало утверждению, как выражался Ленин, «национальной гордости великороссов».

Вот и получается, что объективным в истории быть невозможно, а врать — подло. Где же выход? А выход очень простой. История любого государства (и Россия не исключение) — это история зарождения, становления и развития нации со всеми ее победами и поражениями, взлетами и падениями, радостями и трагедиями, подвигами и преступлениями.

 Как писал Александр Сергеевич  Пушкин:

 «И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю».

 Вот так и надо рассказывать школьникам историю нашего Отечества. По крайней мере, в старших классах. Маленьким же надо прививать чувство любви к своей Родине и уважение к своим предкам. Однако это нельзя подменять воспитанием «любви» к власти. Разочарование будет неизбежным. Власть можно либо иметь, либо считаться с ней (если, конечно, вы не революционер и не враг своего Отечества).