• Марина Москалюк, журналист АП.

Дороги, дорожки, тротуары

Беда всей России не обошла и нашу скромную обитель. И не только областной центр — я не встречала в Приамурье населенного пункта, который бы с легкостью похвастался идеальным дорожным полотном. Поэтому первые наши миллионы мы бросим на дороги. Мало сделать их ровными. Они должны быть широкими — как минимум шестиполосными. А где надо (все ведь знают, где надо) — надземные дороги пустить. А то едешь иной раз за каким‑нибудь самосвалом медленно и печально, а другой раз — за учебным авто, а третий — за дедушкой в москвиче, четвертый — за телефонным переговорщиком в джипе. В общем, чтобы водители не нервничали, нужно увеличить поле для маневра.

Водителям — дороги, велосипедистам — дорожки, пешеходам — тротуары. Нужно разграничить и отделить друг от друга места их передвижений — взаимной ненависти в нашем городе сразу станет на тонну меньше. Водители перестанут материть мечущихся по обочине владельцев двухколесного транспорта. Велосипедисты перестанут орать на плетущихся впереди пешеходов, которые ожидают зеленого сигнала светофора почему‑то именно на съезде с тротуара. И у пешеходов нервы покрепче станут — не нужно будет, рискуя жизнью и чистотой пальто, просачиваться к магазину или детскому саду через запаркованные на дорогах, тротуарах и газонах колонны авто.

Небольшое уточнение по тротуарам — их нужно асфальтировать, а не выкладывать плиткой. Женщины меня поймут. Пройти мимо «Амурской ярмарки» на каблуках — то еще приключение.

Гаражи и парковки

Парковки — вот, на какой пункт благоустройства мы кинем очередные народные миллионы. Парковок практически нет. По крайней мере в Благовещенске. Эту функцию берут на себя все центральные. К торговым центрам в выходные подъехать и припарковаться с первого раза — дохлый номер. Тысячи нервных клеток погибают смертью храбрых, а словарный запас детей, оказавшихся в радиусе 20 метров от паркующегося субъекта, пополняется парой излюбленных выражений заядлых матросов. К областной больнице — что детской, что взрослой — и в будние дни не подъехать. Машины стоят в три ряда, меняясь местами, как «пятнашки».

Город должен расти вниз. Во-первых, нам нужны многоуровневые подземные автостоянки под всеми крупными торговыми центрами, социальными учреждениями, культурными заведениями и точками общепита. Во-вторых, гаражи. Каждый житель многоэтажки должен быть обеспечен подземным гаражом вне зависимости от наличия или отсутствия машины. Нет коня — храни соленья.

Архитектура и реклама

Лицо любого города — его архитектура. У областного центра с лицом все плохо. Старинные здания соседствуют с современными — что, впрочем, вполне закономерно. Не строить же нам дворцы а-ля XVIII. Но эти многоэтажки уж очень разные по стилю и оформлению — вспомните только два зеленых «гроба» на улице Горького, и вы меня поймете. У города нет единого архитектурного стиля, за этим никто не следит. Захотели построить разноцветные гостинки на Шевченко — пожалуйста. Захотели влепить уродливый особняк на Октябрьской — да были бы деньги! Вот сейчас завершилась реконструкция торгового центра ХL в районе рынка «в итоге мы видим, как пафосные, театрально-драматические колонны плавно перетекают в зеркальный пластик. Вот оно — лицо нашего города. И как во лбу звезда — горит вечерами в самом центре гостиница «Азия» с ее нелепо мельтешащей иллюминацией.

Поэтому на наши миллионы мы нанимаем специально обученных людей, которые разрабатывают единый (не путать с однообразным!) стиль для каждого населенного пункта Амурской области. Новые здания строим по схеме, старые — насильно реставрируем. И никакой рекламы на фасадах: зубов с кариесом, грудей с бусами, Стаса Михайлова со слезами на глазах. Вся реклама — в строго отведенных для этого местах.

Интерактивные карты, портреты Толстого и прочее

На тему благоустройства можно фантазировать бесконечно. Хочется и вполне обычных вещей — чтобы в каждом городе и поселке был приличный парк с современными аттракционами и аниматорами для детей; большая пешеходная улица — с художниками, музыкантами, артистами, танцами и фотосессиями. Чтобы было много удобных лавочек и бесплатных туалетов, зеленых аллей, разноцветных фонтанов и озер со всяческой милой флорой и фауной. Хочется и чего‑нибудь необычного — канатную дорогу над городом, например, или уличные интерактивные сенсорные карты с указаниями, как быстрее пройти в библиотеку, и предложениями, где можно вкусно пообедать.

Последний штрих в благоустройстве — культурно-просветительский. В популярных у народа местах на специальных узнаваемых стендах размещать портреты великих людей — музыкантов, художников, писателей. Потому как страшно далеки мы от культуры. Настолько далеки, что некоторые Льва Толстого с Дедом Морозом путают.

МНЕНИЕ 

«Мечтаю о детском телевидении и передвижных санузлах»

Сергей Нифашев, самый известный дворник Приамурья:

— Если бы у меня было много денег, то первым делом организовал бы местное детское телевидение — целый отдельный культурный канал. И придумал много интересных передач, которые в игровой форме учили бы маленьких амурчан чистоте, порядку, высокой бытовой культуре и т. д. От такого канала детей за уши было бы не оторвать. Начал бы воспитание детей с помощью телевидения. Кстати, отдельную передачу бы посвятил отношению среди людей — как быть вежливыми, культурными, а то, работая дворником, много чего наслушаешься.

Второй пункт моего плана, который бы я осуществил: каждому дворнику — по современной очищающей технике. Тот набор инструментов, техники, который есть сегодня у меня, вполне устраивает. Справляюсь и с листопадом, и с гололедом. Но, правда, есть одна заманчивая идея… Давно мечтаю о машине, которая чистит тротуары с помощью стальных щеток — «полотера» для асфальта. Она очищает не только снег и грязь, но и «натоптыши» и ледяную корку, которые очень трудно убрать вручную. Эта машина здорово бы облегчила трудную работу дворника. Посчитать, сколько таких машин нужно городу, не проблема. И самое главное — нашему городу нужно больше туалетов. Причем не только стационарных, но и передвижных. Это должна быть не простая коробка с отверстием, а теплый фургончик, с удобным и чистым туалетом, который можно поставить на любой улице, на любом перекрестке. А при передвижном санузле, чтобы и урны были, и даже душевые кабины. Такие настоящие передвижные пункты чистоты! Удобно, не нужно строить стационарные туалеты, проводить к ним специальные коммуникации. Скажем, если какое гулянье, то поставить несколько таких мобильных санузлов — пусть люди радуются, а не ищут уголок потемнее. Я знаю, о чем говорю… Как какой праздник, народное гулянье, потом идешь и боишься куда‑нибудь наступить и вляпаться. Кстати, на таких передвижных туалетах можно и неплохой бизнес сделать. Даже к курильщикам, которые бросают окурки на тротуары, я более спокойно отношусь, чем к тем, кто гадит где попало. А вообще и то и другое — это как раз отсутствие бытовой культуры, которую людям не привили с детства. 

Каждому кварталу — площадку для выгула собак. Это мой персональный крик души! А с нашими деньгами мы можем себе это позволить. По идее, такие площадки обязаны быть в каждом дворе. Но идея эта остается только на бумагах чиновников. Если мы спрячем под землю гаражи, то вполне можем использовать немного места для друзей наших меньших. Сразу исчезнет ругань между собачниками и их противниками, да и газоны почище станут. Опять же — собакам веселее.

Только я боюсь, что двести миллионов рублей на то, чтобы воплотить все мои идеи в жизнь, не хватит. Тут как минимум миллиард нужен… долларов.

Предложения наших читателей

Екатерина Мысак:

— Ничего фантастического — дороги!

Марина Геращенко:

— Большое желание — жить в тепле, топить не хотят, в квартирах холодно… Какие могут быть фантазии?

Анатолий Шанин:

— Кованые лавочки вдоль городских улиц, фонари красивые. Теплые остановки для ожидания автобуса — летом от дождя, а зимой от холода спрятаться можно.

Надежда Ластовляк:

— Хотелось бы расширить дорогу в Тынде выше рынка — между «Восточной кухней» и кафе «Файс». Людям нет прохода.

Надежда Казарян:

— Убрать с улиц бродячих собак! Невозможно детей на улицу выпускать — в школу, в садик. Это же ужас, сколько их.

Павел Богомаз:

— Прибрался бы и сделал дороги. А то ездишь, как на коне!

Наталья Хоршева:

— Оборудованную детскую площадку, тренажерный зал, клуб с разнообразными кружками для подростков. И дороги — обязательно с освещением.