Утвержденные президентом поправки к закону «О связи» в России начали действовать 1 декабря. Согласно им в стране внедряется MNP (Mobile Number Portability) или переносимость мобильного номера. Проще говоря, дается возможность сменить оператора, сохранив за собой существующий номер телефона. Несмотря на то что Минкомсвязи оставило для MNP «переходный период» до 15 апреля 2014 года, несколько десятков амурчан уже обратились к сотовым операторам Приамурья с соответствующим заявлением.

По словам представителей сотовых операторов «большой тройки», компании готовы принимать и отдавать номера абонентов в рамках MNP, но советуют амурчанам не торопиться как минимум до апреля следующего года.

— Факты обращений о предоставлении услуги по переносу номера были, но ажиотажа и очередей в офисах компании нет, — рассказала АП пресс-секретарь МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Анна Лысенко. — Конкретное число амурчан, решившихся воспользоваться MNP, назвать сложно, поскольку принятые заявления пока нигде не консолидируются.

Представитель «Мобильных ТелеСистем» также отметила, что корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка: от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов как мобильных, так и фиксированных. Из-за задержек с принятием нормативной базы все участники рынка вступают в активную фазу тестирования фактически только сейчас. По мнению специалистов МТС, на первом этапе реализации услуги абоненты всех операторов, которые решили воспользоваться новой услугой, после переноса номера могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки SMS и MMS, услуг мобильного интернета, контент-сервисов, услуг роуминга. Также абоненты могут столкнуться с невозможностью пополнить счет. По словам Анны Лысенко, особенно остро эти проблемы могут встать перед абонентом в период предстоящих новогодних и рождественских праздников, когда на сеть идут и без того максимальные нагрузки.

— За консультациями по теме MNP жители Амурской области стали обращаться еще в период появления первых новостей о подготовке законопроекта по отмене мобильного рабства, — прокомментировал ситуацию директор Амурского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей Саляев. — И уже с первого дня запуска услуги к нам стали приходить амурчане, желающие перейти в сеть «Билайн». Наша сеть полностью готова принять абонентов с других сетей и отдавать номера в сети других операторов в установленный законодательством срок. Так что мы принимаем все заявления. Единственно, на данный момент мы рекомендуем указывать дату перехода не ранее середины января. Это связано с тем, что мы не можем гарантировать, что другие операторы связи и иные игроки рынка, участвующие в процедуре переноса номеров, готовы к обеспечению сервиса в такой же степени, как и мы.

Как рассказал пресс-секретарь Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Дмитрий Кошевой, на сегодняшний день абонентов, обратившихся в Мегафон в рамках MNP, наберется несколько десятков на регион. Люди продолжают обращаться, но в целом ажиотажа нет. В «Мегафоне» делают акцент на том, что работоспособность услуг в режиме MNP зависит от готовности не только компаний из «большой тройки», но и менее крупных операторов мобильной и фиксированной связи. То есть, независимо от того, к какому оператору и от какого абонент перейдет, есть большая вероятность, что он столкнется прежде с проблемой приема входящих звонков с других сетей. Ведь это в большей степени зависит от оператора-донора, от которого уходит абонент.

— Мы не стремимся первыми перевести абонентов, зная, что у них могут быть проблемы со связью по не зависящим от нас причинам, — пояснил пресс-секретарь окружного филиала «МегаФон» Дмитрий Кошевой. — В связи с этим мы не исключаем возможности воспользоваться правом, которое нам предоставило правительство РФ, и устанавливать более поздний срок (чем 9 дней) для начала оказания услуг портируемым абонентам. Если это делается, то исключительно в целях предоставления более качественных услуг. То есть абонентам нужно понимать, что, написав заявление о переносе номера сегодня, они смогут воспользоваться ею только в следующем году.

Аналитики рынка считают, что первые десятки абонентов Приамурья, поспешившие выйти из мобильного рабства, таким образом решили проверить на «вшивость» своего оператора связи и в довесок понадеялись на бесплатное обслуживание. Согласно поправкам, принятым Госдумой 19 ноября текущего года к закону о связи, оператор обязан бесплатно оказывать услуги связи абонентам, воспользовавшимся MNP (Mobile Number Portability, по-русски — переносимость мобильного номера), если оператор вовремя не смог «отпустить» их.

Правда такая ответственность для сотовых операторов начнет действовать с 1 марта 2014 года. Абонент может подать заявление о переходе к другому оператору с сохранением прежнего номера в первый же день декабря, но рассчитывать на бесплатную связь можно только с 1 марта и до момента, когда новый оператор примет абонента в свою сеть. Таким образом, у операторов появилось в запасе три месяца, чтобы исправить все огрехи, связанные с работой инфраструктуры для MNP. По мнению экспертов, теперь операторы могут до марта MNP не запускать вообще — никаких санкций для них не последует.

Есть ли в настоящий момент у амурчан возможность сменить оператора и остаться при старом номере телефона?

С 1 декабря операторы страны начали оказывать услугу по переносу номера, в том числе в Амурской области. Для переноса номера абоненту нужно погасить все задолженности перед своим текущим оператором, прийти в офис того оператора, к которому он хочет перейти, и написать соответствующее заявление. Далее заявление абонента поступает в единую базу данных перенесенных номеров для проверки информации и принятия решения о возможности перехода. Сроки реализации услуги обусловлены готовностью прежнего оператора отключить клиента от своей сети, решением вопроса с задолженностью, корректным оформлением всех необходимых документов для переноса сотрудниками оператора-донора, а также возможностью оператора единой базы данных перенесенных номеров обработать все заявления абонентов в срок.