• В онлайн-музеях нет бдительных смотрительниц-пенсионерок.
  • На картинах можно пересчитать трещинки.

Даже у тех, кто регулярно бывает в Москве или Питере, банально нет времени на часовые блуждания по их залам. Ведь для полноценного посещения музея посетителю необходимо не менее 5 часов.

Посмотреть французский Лувр или Сикстинскую капеллу в Ватикане не каждому по карману. К счастью, возможности интернета позволяют гулять по музеям в любое время и совершенно бесплатно, причем не только интеллектуалам, а всем без исключения. С помощью современных технологий по залам музеев можно неспешно пройтись, рассматривая картины под разным углом, приближаясь и удаляясь. Корреспондент АП попытался выяснить плюсы и минусы онлайн-экскурсий.

Язык до Лувра доведет

Виртуальные туры в Сети существуют давно. Собственные сайты есть у большинства крупных музеев мира. Их достоинства налицо — посетить полноценную экскурсию можно, не вставая из‑за компьютера. Найти интернет-ресурс того или иного учреждения можно через популярные поисковые системы, такие как Google, Яndex, Rambler и другие. Правда, сайты большинства иностранных музеев выполнены на родном языке, и незнание, например, французского весьма осложняет задачу найти на сайте Лувра (www.louvre.fr) ссылку на виртуальную экскурсию. Немного облегчает задачу путешествия по зарубежным сайтам переводчик, встроенный в браузер Google Chrome. Тем, кто использует другие веб-обозреватели, придется запастись словариком.

Для удобства новичков в музейном деле лучше всего подойдут сайты-сборники виртуальных экскурсий по знаменитым музеям. С одной стороны, это позволяет не заблудиться в большом количестве музеев, с другой — откроет для вас новые, о которых и не подозревали. Одним из таких является сайт «Музеи России» (www. museum. ru). Причем в каталогах сайта есть музеи не только нашей страны, но и зарубежные. В конце описания того или иного музея чаще всего будет располагаться ссылка на его сайт. Другой сайт «Музеи онлайн» (www.musei-online.blogspot.ru) сразу собрал на своей странице ссылки на виртуальные экскурсии по мировым экспозициям. На главной странице ресурса музеи разбиты на два списка. В одном учреждения скомпонованы по странам, в другом — непосредственно по названиям. Оба ресурса на русском языке, поэтому проблем с передвижением по сайтам и поиском интересующего музея не возникает.

Белый дом — не музей

Наиболее заметным из подобных сборников можно назвать арт-проект компании Google (Google Art Project), запущенный в 2011 году. Начав с виртуального посещения 17 известнейших музеев мира, за четыре года сайт www.googleartproject.com собрал под своей крышей более чем 250 музеев: от Музея современного искусства в Нью-Йорке, Третьяковской галереи, Версаля и Центра искусств королевы Софии в Мадриде до Национальной галереи в Лондоне, Эрмитажа, Музея Ван Гога в Амстердаме и других.

Первый и несомненный плюс этого проекта в том, что предметы из музейных коллекций воспроизводятся в высоком разрешении. Второй — в Google Art Project входят еще и частные фонды, и другие некоммерческие собрания. Например, в арт-проекте есть собрание Белого дома (США) и тур на виллу Эфрусси‑де-Ротшильд (Франция), а ведь официальная резиденция американского президента и вилла баронессы Беатрис Ротшильд — это не музеи.

Блуждание по залам

Сайт арт-проекта «общается» с посетителями в основном на английском, на русский язык переведены только вкладки для навигации по сайту. На главной странице www. googleartproject. com виден список музеев. Также есть поисковая система, которая воспринимает русский язык. Вот только, набрав в поиске, например, Третьяковскую галерею во всплывающем списке, она уже будет называться The State Tretyakov Gallery (Эрмитаж — The State Hermitage Museum). Страничка каждого музея разделена на два поля: «Посмотреть залы» (Explore the Museum), приглашающее побродить по музею, и «Просмотреть работы» (View Artwork), предлагает перейти непосредственно к просмотру произведений.

Передвижение по экспозициям одинаково для всех музеев. Поэтому для эксперимента АП решила заглянуть в Третьяковку. Кликнув на пункт Explore the Museum, открывается большое окно. На экране — первый зал Третьяковки. С помощью компьютерной мыши панорамную картинку можно вращать, чтобы «осмотреться». Перемещаться по залу позволяют белые стрелки, появляющиеся на экране. Щелчок мышью по одной из них «переместит» вас в нужном направлении. Также переходить из одного места в другое можно, щелкая мышью на тех или иных участках помещения — хоть на стенах, хоть на полу: выбранный участок приблизится. Добавляют жизненной правды и расставленные в углах залов огнетушители, которые тоже можно рассмотреть. Пожалуй, единственное отличие, которое заметит любой, ранее бывавший в настоящей Третьяковке, — отсутствие бдительных смотрительниц-пенсионерок, следящих за посетителями. Их стулья у дверей никем не заняты.

Рембрандт под лупой

Далеко не все полотна, выставленные в виртуальном музее Google, можно рассмотреть подробно. Однако обращайте внимание на черные квадраты с белыми вставками внутри, которые появляются рядом с картинами во время блуждания по залам. Помеченные таким образом произведения искусства сопровождаются дополнительной информацией. На информационной вкладке можно прочитать сопроводительный текст о произведении, найти другие работы того же художника и посмотреть видеоролики, рассказывающие о картине, а также прослушать аудиофайлы. Произведения с отметкой также можно рассмотреть в мельчайших деталях, так как они отсняты в сверхвысоком разрешении.

Благодаря этому можно увеличивать картины известных классиков без потери качества детализации. Максимальное приближение позволяет пересчитать все трещинки на «Явлении Христа народу» в Третьяковской галерее, а один глаз отца со знаменитого рембрандтовского «Блудного сына» из Эрмитажа можно разнести во весь экран, даже самый большой. Взгляд через лупу: ни посетителям музея, ни самому художнику никогда не удалось бы приблизиться к собственной работе настолько близко.

Для беспрепятственного похода по музеям на сайте Google Art Project желательно иметь скоростное интернет-подключение. Обычный модем или мобильный интернет в сотовом модеме будет производить загрузку изображений, что называется, вечно.

И все же у этого ресурса есть один большой минус. Например, Эрмитаж здесь представлен лишь 15 залами, досконально отснятыми с помощью особой панорамной фототехники. Некоторые другие музеи довольствовались меньшим.

Больше только в музее

Многие мировые музеи имеют собственные сайты. Есть сайты и у Третьяковки (www.tretyakovgallery.ru), и у Эрмитажа (www.hermitagemuseum.org). Причем там показано гораздо больше экспонатов, чем в проекте Google. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве — ГМИИ (www.arts-museum.ru) и вовсе имеет не один сайт, а больше десятка. Свой сайт имеют Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (www.newpaintart.ru), собрание итальянской живописи VIII—XX веков (www.italian-art.ru). Для онлайн-посещения в Лувре открыты всего три зала: египетских древностей, Средневековый Лувр и галерея Аполлона. Конечно, это далеко не вся коллекция знаменитого музея, и самые известные экспонаты, такие как свод законов Хаммурапи, «Венера Милосская», «Джоконда» (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана, посмотреть не удастся. Но даже такое беглое знакомство с Лувром дает хотя бы небольшое представление о нем.

Тем, кто мечтал погулять по Сикстинской капелле, но по каким‑то причинам не смог, Ватикан предлагает пользователям интернета совершить виртуальную экскурсию по Сикстинской капелле и в деталях рассмотреть уникальные фрески, созданные Боттичелли, Перуджино, Микеланджело и другими мастерами. Флеш-приложение на сайте www.vatican.va позволяет получить панорамный обзор, при помощи мыши или клавиатуры изменять масштаб изображения, перемещаться вверх или вниз. Виртуальная прогулка сопровождается духовной музыкой, что создает особую атмосферу и делает путешествие более запоминающимся.

19 государственных и муниципальных музеев насчитывает музейная сеть Приамурья. Учреждения культуры расположены в восьми крупных городах и одиннадцати районах области