• Владимир Мазур снабжает кавказцев продуктами первой необходимости.
  • Эту посуду привезли с собой первопоселенцы.
  • Мария Недосека переживает, что односельчане разучились работать.

Звучное название Кавказ селу дали его основатели в 1910 году, приехавшие из кубанских и ставропольских сел, расположенных в кавказских предгорьях. Что их заставило так назвать село, сложно сказать — ни Терека, ни арыков, ни абреков, ни других веских ассоциативных причин у них не было. Вполне могли бы назвать Павловкой или Харитоновкой — по аналогии с другими деревнями, напоминающими нам об именах первопоселенцев.

По данным директора Поярковского краеведческого музея Елены Леоновой, первыми жителями амурского Кавказа были Павел Степанович Водяник с женой Устиньей и тремя братьями, Никита и Прасковья Гранченко, Харитон Юдин и другие. Эти фамилии и сегодня носят амурские кавказцы.

Старейшая жительница села — 88‑летняя Мария Григорьевна Недосека, ее предки тоже пришли сюда в числе первых. На тесной кухне на почетном месте — памятная медаль «100 лет Кавказу».

— На западе людей было много, а земли мало, вот сюда ходоки с Кавказа и пришли, — поведала она нам историю села. — Моих родителей в 1906 году привезли, сначала в Пояркове жили у знакомых с Кубани, там уже дома стояли, а здесь ничего не было. Здесь дома только строили. Так и выросла деревня.

Мария Григорьевна вздыхает — деревня, возникшая на пустом месте самозабвенным трудом ее предков, сегодня едва ли не умирает. Причина — хроническое безделье потомков.

— Сейчас все разбаловались, никто не работает, — с обидой говорит Мария Недосека. — Я везде работала: и на коровах, и в кочегарке, и на комбайне. Девчонки, бабы — все механизаторами были. Во время войны в Хабаровск на лесозаготовки ездили. Погрузят на поезд и коней, и людей — и едем. Работала там, американский паек получала — сало шпик. Конь у меня был хороший, лес возил, сколько нагрузишь, и я норму все время перевыполняла.

Сегодня Кавказ — 32 дома, меньше сотни жителей. А когда‑то село насчитывало около 70 дворов. Здесь в 1930‑е годы был создан колхоз «Красный победитель», в 1937 году на его базе появилась сельхозартель «Большевик». По словам директора районного музея Елены Леоновой, очень сильная была сельхозартель, славилась своими успехами, о ней постоянно писали в газетах, ставили в пример другим.

— Село росло, люди все приезжали, — вспоминает Мария Недосека. — С Орловской области люди приехали, построили свою улицу — орловскую, а когда в 30‑е годы колхозы начались, они бросили все и уехали всей улицей, не захотели в колхоз. Мама отца все время уговаривала — давай тоже уедем, что мы тут будем сидеть? А отец здесь вырос, говорит: ну куда мы поедем, тут хорошо, вон нам коня колхозного дали, сбрую. Так и остались.

В 1958 году, когда колхозы и артели подверглись укрупнению, кавказская артель влилась в воскресеновский колхоз «Заветы Ильича». 1950‑е годы для Кавказа оказались самыми лучшими — село росло и развивалось. В нем появились малокомплектная школа, клуб, библиотека, ФАП, магазин.

Сегодня на Кавказе, по словам местных жителей, ничего этого нет. Клуб числится, есть художественный руководитель на четверть ставки, но в данное время не работает из‑за проблем с отоплением. Клуб расположен в бывшей школе, а здание, которое изначально было очагом культуры, еще в 90‑е пошло на слом.

Фамилию Водяник, с которой началась история Кавказа, носит одна из старейших жительниц Евдокия Ивановна, с которой живет дочь Тамара. Живут они в старом доме, в котором в более благополучные времена жил их знаменитый родственник — председатель колхоза Василий Водяник, сын первопоселенцев.

— Здесь родились, здесь и живем, — говорит Тамара Николаевна. — Мама всю жизнь в колхозе проработала, никаких отпусков не понимала, у нее 19 наград, столько медалей, что груди не хватает. Я тоже и завсадиком была, и няней, и поваром, и завстоловой, и телятницей, и дояркой.

Проблема у жительниц Водяник одна — ветхий дом попал под затопление и как губка впитал воду, валом прокатившуюся по селу. Сегодня ледяные глыбы сквозь трещины в стенах заглядывают в дом. Хозяйки драпируют их шторками.

— Кавказ — обычное амурское село, — говорит глава Воскресеновского сельсовета, к которому относится Кавказ, Мария Апарина. — Сегодня там насчитывается 32 двора. Есть одно предприятие — колхоз «Кавказ», в котором работают три человека. В основном население занимается личным подсобным хозяйством, держат от одной до шести коров, разводят свиней. Раньше жили татары, азербайджанцы, но в 1990‑х все выехали. 

«Так и живем — хлеб жуем»

Мы решили зайти в местный магазин, чтобы узнать свежие кавказские новости. Проехав туда и обратно по безлюдной главной улице, впали в замешательство — ничего похожего на торговую точку в поле зрения не попадало. Оказалось, что в селе действует лишь надомная торговля.

Сельский предприниматель Владимир Мазур занимается фермерством, а также снабжает односельчан продуктами первой необходимости. По средам и субботам он загружает продуктами личный автомобиль и едет вдоль главной улицы, делая остановки через каждые два-три дома.

— У нас все в упаковках: печенье, конфеты, спички. Сигаретами я не любитель торговать, хоть и злятся на меня. Я не курю и не пью. А что, вы думаете, если деревня — так все курят и пьют? — удивляется сельский бизнесмен.

Хлеб Мазуру подвозит предприниматель из Пояркова, колбасу и пельмени завозят из Свободного. Кстати, для замороженных продуктов дома стоят морозильные камеры.

«Развесное было бы дешевле, но у нас нет возможности расфасовывать. Все только в упаковках, — объясняет Владимир Мазур. И добавляет: — Так и живем — хлеб жуем».

100-летие Кавказа помнят досих пор

Самое радостное событие за последние годы, которое вспоминают кавказцы, — столетие села, которое отметили в 2010 году, о чем напоминает медаль в доме Марии Недосека.

— Отпраздновали очень хорошо — даже в газете нашей напечатали. Старожители съехались, и из района гости были, — вспоминает Владимир Мазур. — Даже ансамбль был семейный — они раньше жили рядом по соседству, а сейчас в Варваровке. Брат, две сестры, племянницы — такой концерт нам показали! Есть что вспомнить.

Елена Леонова, директор Поярковского районного краеведческого музея, тоже принимала участие в подготовке и проведении 100‑летия Кавказа.

— Жители очень любят свое село. Это типично для михайловцев, живущих в глубинке. Они очень любят свои маленькие села, они там живут как единый родной коллектив, со своими горестями и бедами, они все друг про друга знают, и это их сближает, — говорит Елена Дмитриевна. — Теплая дружная атмосфера. Когда мы готовились к столетию села, мы обратились за помощью к кавказцам. Никто не отказал, все откликнулись, поделились воспоминаниями. Потом все дружно пришли на праздник. Они нам для музея очень много материалов дали, документов, фотографий.

32 двора насчитывает село Кавказ Михайловского района.