• Студентки БГПУ впервые выступают в роли педагогов.
  • Корреспондент АП внимательно  слушает лектора.

Поскольку запомнить всю выданную информацию по ряду причин не представлялось возможным, журналист решил далее учиться по принципу:  «чем больше я знаю, тем больше я знаю лишнего». То есть не стал забивать свою голову тем, что ему не пригодится в работе и, на его взгляд, в оставшейся жизни.

Опоздал на урок

На второй урок я опоздал всего на одну минуту и, к моему большому удивлению, оказался единственным нарушителем дисциплины. Все остальные 16 моих пожилых одногруппников уже сидели за компьютерами и ловили каждое слово юного лектора — студентки третьего курса БГПУ. С виноватым видом сажусь за свой столик рядом с моим персональным консультантом Ольгой Тарабанько.

— А ты, Оля, переживала, что твой ученик не придет, — сказала, проходя мимо нашего тандема, декан физико-математического факультета педагогического университета Валентина Немилостива.

— Я староста группы, и у нас практически не бывает стопроцентной посещаемости пар, — призналась моя молодая наставница. — Иногда до половины студентов не приходит на занятия. На курсы пришли все, за исключением двух девушек, которые болеют. Всем интересно попробовать себя в новой ипостаси — учить других.

Ставлю вторую галочку напротив своей фамилии в списке курсистов. В нем произошла тройная замена: болеют молодые, значительно чаще хворают пожилые люди. Выбывших заменили оперативно: как мне сообщили в амурском отделении Союза пенсионеров России, желающих покончить со своей компьютерной безграмотностью много — порядка 200 человек.

Пять процентов от Натальи Фадеевой

Первая тема второй лабораторной работы — «Текстовый редактор и его основные возможности». Минут через десять до меня доходит — все полученные сегодня знания пригодятся в моей повседневной работе. Поняв значимость занятия, достаю блокнот: самая плохонькая ручка лучше самой хорошей памяти. Где-то вычитал: человек запоминает на слух от 10 до 65 процентов информации. У меня явно не максимум и даже не середина. Если записывать все, что сказала и показала Ольга, уйдет часа три, не меньше. Принимаю решение — включить еще и диктофон. Смотрю по сторонам: хотя средний возраст моих однокашников близок к 70-летней отметке, кроме меня, ручки в руках больше никто не держит. По-хорошему завидую их памяти.

Стыдно признаться: на компьютере я работаю уже три года, а до сих пор зачастую сначала рожу текст в бумажном варианте, а только потом в электронном. А все потому, что освоил «Текстовый редактор» процентов на пять, не больше. Заимел их в основном благодаря рядом сидящему со мной корреспонденту отдела социальных проблем и культуры Наталье Фадеевой. Много времени на мое обучение коллеги выделить не могут: все пишут срочно в номер, все работают с выработки.

За час с небольшим занятий с Ольгой Тарабанько багаж моих навыков в создании текстовых документов потяжелел в разы. Научился выделять строчки, переносить их в нужное место, менять шрифты и их размеры. Как курсивом текст набирать, тоже раньше не знал. Даже таблицы научился рисовать. И это не полный перечень новых знаний.

Отказался от презентации

— Презентация — это сопровождение доклада или выступления фотографиями, схемами, чертежами, видеоклипами, — Ольга начинает знакомить меня со второй темой лабораторной работы. — Она используется в дизайне, маркетинге, педагогике, экономике и во многих других случаях.

Мой мозг сразу улавливает — мне эта презентация в оставшейся жизни не понадобится: отвыступался я в ней и отдокладывался. Сообщаю об этом учителю и прошу ее еще раз пройтись по «Текстовому редактору». Она соглашается: что мне учить, что нет, и учиться ли мне вообще — решаю я.

— Прогресс у вас очевиден, — хвалит меня Ольга. — Вы уже знаете, когда левой мышкой щелкнуть, а когда правой. Уверенно открываете, закрываете, выделяете, цвет меняете. Подвижки налицо.

Второе занятие закончилось. Не знаю, какой объем новых компьютерных знаний дадут мне курсы, но пользу от сегодняшнего урока я уже почувствовал: за полтора часа не выкурил ни одной сигареты. Такое у меня бывает только ночью — когда сплю.

— Презентация мне, конечно,  без надобности, — рассказала после окончания занятий Галина Павловна. — Мне главное — научиться печатать, выходить в Одноклассники и общаться там. Я сегодня в первый раз пришла. Удивлялась всему — прямо чудеса какие-то. Можно буквы большие сделать, а можно крохотные. Меня очень хорошая девочка обучает — Настей зовут. Что не запомню — повторит, ошибусь — поправит. Здесь много зависит от сообразительности человека, а я, честно говоря, не очень быстро и хорошо соображаю. На днях приглашу к себе с ночевкой 11-летнего внука Ваню. Будем с ним повторять то, чему я на занятиях научилась.

Обменялись с Олей телефонами

На третий урок корреспондент АП пришел за полчаса до его начала. Первым стать не удалось: четыре курсистки пришли раньше меня и уже тыкали пальчиками в клавиатуру.

Сразу признался Ольге, что с нашей последней встречи пройденный материал я не закреплял. Дома у меня ноутбука нет, а потренироваться на редакционном не удалось — работы было много. К тому же рабочее окно в нем версии 2003 года, тогда как в Амурском региональном центре — 2007-го.

— Давайте я приду к вам на работу и установлю на вашем компе более современную версию, — предложила девушка. — Запишите мой телефон, а я ваш. Созвонимся и договоримся о встрече. Заодно отвечу на вопросы, которые у вас появятся.

На третьем занятии мы снова работали с «Текстовым редактором». Как ни убеждала меня Ольга Тарабанько заняться изучением программы для просмотра фото-, аудио-, видеофайлов, я остался при своем мнении. Зачем мне всем этим забивать голову, если у нас с женой нет дома ни компьютера, ни фотоаппарата и желания приобрести эту технику. Она есть у дочери, и нам этого пока хватает.

— Зачем мне все эти тонкости? — поддержала меня Галина Павловна. — Уменьшить или увеличить фотографию, что-то обрезать или заменить красные глаза на нормальные — зачем мне это? Я фотографом работать не собираюсь.

На следующем занятии мы будем знакомиться с интернетом. Однозначно эта тема вызовет большой интерес у всех моих одногруппников. Обязательно все — от и до —  запишу на диктофон.

17 человек (15 женщин и двое мужчин) учатся на курсах по обучению пенсионеров компьютерной грамоте в Амурском региональном центре.