Собака мечты и труда

Суббота, на часах 13.15, на термометре — минус 26. На трассу в пригороде Благовещенска одна за другой съезжаются машины, задние сиденья и багажники которых оккупированы собаками. Это сибирские хаски и их хозяева из Федерации ездового спорта Амурской области собираются на тренировку. Лай, вой, визг — питомцы пытаются вырваться из поводков и бежать, бежать, бежать.

— Сейчас сидел бы дома на диване, смотрел Олимпиаду, — смеется владелец пушистой красотки по имени Оджи Андрей Падалка. — А мы здесь, в лесу — и я об этом совсем не жалею. С появлением собаки мы с женой стали земной жизнью жить, а не виртуальной.

Трижды в день длительные прогулки, четыре раза в неделю тренировки: зимой — на упряжках, летом — на велосипедах. Но эти трудности Андрея не пугают, ведь сибирская хаски была его детской мечтой. Завести представителя этой породы он долго не решался — знал, что собака требует к себе много внимания. Мечта сбылась год назад — жена подарила щенка на день рождения.

— Весь день, да что там — вся жизнь теперь подстроена под собаку, — констатирует Андрей Падалка. — На прогулку встаешь заранее — чтобы она дома не успела начудить. На обед мчишься, чтобы успеть погулять, после работы едем на тренировку, возвращаемся в 11 вечера. Но для меня эти трудности только в радость.

Сейчас Оджи повзрослела и дома почти не пакостит. Ну иногда может пожевать постельное белье, смеется хозяин. Хотя в детстве тайком открывала шкафы на кухне, чтобы полакомиться гречкой или горохом.

У Евгения и Марины Миронович два сибирских питомца — красавица Услада и мужественный Саян.

— Я еще в школе увидела на картинке эту собаку и влюбилась. Не знала даже, как называется порода, потом стала собирать информацию о сибирских хаски, изучать требования к содержанию, уходу и поняла — это моя порода! — улыбается Марина Миронович, ели удерживая на поводке рвущуюся к стае Усладу. — Когда сказала мужу, он заявил: «Никаких хаски в доме!» Но потом сдался. Сначала мы взяли Усладу, потом у нас появился Саян. Муж в них души не чает!

Считается, что хаски должны жить во дворе — ей необходимо пространство. Но, как и у большинства членов федерации, у семьи Миронович собаки живут в квартире. Когда супруги уходят на работу, оставляют питомцев в специальных огромных клетках — чтобы ничего не разнесли. «Когда Услада была маленькой, то в наше отсутствие постоянно пела — ну то есть выла, — смеется Марина. — Все соседи слышали».

Марина Миронович признается — с появлением собак их жизнь улучшилась по всем показателям. «У нас расширился круг друзей — мы, хасятники, стали одной семьей! Всегда вместе: прогулки, тренировки, соревнования. Благодаря собакам мы даже стали выносливее, вторую зиму не болеем!» — улыбается хасятница.

Дальше говорить мы не можем — нетерпеливая Услада уводит хозяйку к своей стае. Сегодня на тренировке около 15 собак, все они — не новички в ездовом спорте. Пока хозяева готовят нарты, над лесной трассой стоит невероятный шум: хаски, предчувствуя забег, визжат, неистово прыгают друг на друга, хватают за нос и уши. «Ужас», — наш фотокор Андрей Оглезнев в легком шоке.

«Это не диванная собака»

Через полчаса готовы три упряжки, по команде собаки рвутся вперед. Хасятники отправились на дистанцию 10 километров. Один забег занимает около 40—50 минут. На финише обледеневшие хозяева пытаются согреться, довольные хаски лежат на снегу с вытянутыми языками.

— Это не диванная, а активная собака, — объясняет президент Федерации ездового спорта Амурской области, владелица трех сибирских хаски и разводчик породы Анна Афоничева. — Ей нужно выплескивать энергию, ездовой спорт просто необходим. Некоторые просто посадят хаски на диван, и она разносит им всю квартиру. Уже было несколько случаев, когда собак выкидывали, — якобы просто отпускали погулять. Мы их подбирали, находили хозяев. Но, честно говоря, не все были рады возвращению питомца. К сожалению, люди не понимают, что это не диванная собака — она требует особенного ухода, внимания, воспитания. В клубе собаководства «Приток» я веду секцию «Сибирские хаски». Люди часто обращаются за советом — брать или нет такую собаку. И первое, о чем я спрашиваю: а вы готовы ею заниматься?

Сибирские хаски сегодня — одна из самых популярных пород в стране, и Приамурье — не исключение. Люди покупают щенков в Благовещенске, везут из питомников Хабаровска и Владивостока. Средняя цена за одного щенка с документами составляет 40 тысяч рублей, но некоторые разводчики предлагают ездовых красавцев за 60—70 тысяч.

— Порода стала жертвой своей популярности — все собаки вяжутся вперемешку из-за голубых глаз и красивого окраса, — констатирует Анна Афонина. — Люди не понимают, что породу надо улучшать. В итоге щенки продаются без документов, теряются породные стандарты, например, у собак появляется агрессия, хотя этого быть не должно.

Но, как говорится, спрос рождает предложение. Хаски — жизнерадостные, энергичные и добрые собаки, они замечательно ладят с детьми, безумно дружелюбны, а потому не годятся на роль охранников дома. Они становятся настоящими членами семьи, а родные, как известно, всегда требуют к себе внимания.

— Если вы решили купить красивую собачку с голубыми глазами, то поймите — вам надо будет полностью поменять образ жизни, — замечает Марина Миронович. — Если вы к этому не готовы, лучше обратите внимание на собак других пород.