• Кадр из фильма «Дьявол носит Prada».
  • Наталья Тимохина
  • Елена Долгих
  • Оксана Гаврилова
  • Екатерина Лапина

Бывает, я прихожу, и люди не понимают, что я и есть руководитель фирмы. И только потом они осознают: «А-а-а, так это вы…»

То, что иногда сильный пол относится к ним несерьезно и с предвзятостью, некоторые молодые амурчанки, подавшиеся в бизнес, совсем не скрывают. Но есть и противоположное мнение — такие же молодые и энергичные бизнесвумен лишь удивленно пожимают плечами: времена уже не те и пренебрежительного отношения со стороны мужчин-партнеров они никогда не замечали. В преддверии 8 Марта АП решила взглянуть правде в глаза. Из первых уст мы узнали, часто ли амурским бизнес-леди приходится сталкиваться с делением на надежных и плохих партнеров по гендерному признаку. Заодно мы выяснили — какие они, современные деловые дамы Приамурья, и удается ли им совмещать бизнес с личной жизнью. Оказалось, что отношения с мужчинами-бизнесменами у амурчанок-предпринимательниц выстраиваются по‑разному, но большинство едино в том, что семья должна стоять на первом месте.

Мама-бизнесмен

Молода, умна, независима и энергична. В канун 10‑летнего юбилея фирмы, с серьезным бизнес-опытом за плечами, руководитель «Платины» Наталья Тимохина по‑прежнему производит впечатление милой и позитивной девушки. За годы предпринимательской деятельности она не превратилась в жесткого управленца и общается с сотрудниками фирмы на «ты».

— Некоторые партнеры до сих пор меня не воспринимают всерьез, — весело говорит Наталья. — Бывает, я прихожу, и люди не понимают, что я и есть руководитель фирмы. И только потом они осознают: «А-а-а, так это вы…». Нестыковка какая‑то возникает. Но в Благовещенске проще — все друг друга знают и в курсе, что наша типография работает давно и ей можно доверять, благодаря этому сейчас легче, чем было вначале.

На то, что ее частенько воспринимают недостаточно серьезно и поначалу проявляют недоверие, директор «Платины» совсем не обижается. Кстати, бизнесмен, который на заре предпринимательской карьеры Натальи отказался с ней работать из-за того, что она женщина, да еще и молодая, потом кардинально поменял свое мнение и много лет плодотворно сотрудничает с ней.

Предпринимательство выработало в характере девушки стойкость — ее теперь крайне сложно выбить чем-то из колеи и заставить грустить и опустить руки. Бизнес Наталья успешно сочетает с материнством. Акценты в жизни расставляет прежде всего в пользу троих детей.

— Я, например, не могу сказать ребенку — нет, я не приду к тебе на мероприятие в школу или детский сад, я занята. Нет, я как раз не буду делать рабочие дела, но приду. Наверное, в какой‑то степени бизнес от этого страдает, — осознает последствия такого выбора Наталья. — Но для меня однозначно семья, дети на первом месте. И, знаете, мне бизнес в личной жизни даже помогает. Если бы я где‑то по найму работала, была бы ограничена во времени, а это самое ужасное. Я понимаю, что тогда бы у меня отпали гимнастика, музыка у детей, результаты были бы хуже.

Для женщин, работающих на предприятии, в плане материнства — зеленый свет. Одно время в компании трудилась многодетная мама с семерыми детьми.

С мужчинами на равных

Директор агентства недвижимости «Проспект мира» Елена Долгих считает: то, что она женщина, в работе ей не мешает, а, наоборот, помогает.

— Потому что к дисциплине, ответственности и мозгам добавляется улыбка, — объясняет она.

При этом мужчины воспринимают ее абсолютно на равных, слабый пол — понятие исчезающее, замечает бизнес-леди. Между тем, если бы пришлось выбирать между семьей и работой, первая оказалась бы вне конкуренции, подчеркивает Елена.

— Иногда мне кажется, что муж готов выгнать меня из дома. Рабочий день начинается в восемь и заканчивается поздним вечером. Но мы оба знаем, что трудности временные, на стадии становления. Супруг поддерживает меня в начинании, — говорит директор агентства недвижимости.

Другая благовещенская предпринимательница — руководитель студии туризма «Компас» Оксана Гаврилова — предпочла открыть семейный бизнес. На двоих с мужем. Идея возникла у нее после рождения малыша.

— Меня всегда интересовал туристический бизнес, когда ребенку было полгода, я задалась вопросом, где можно отдыхать с малышом, и начала исследовать эту тему. Она меня настолько увлекла, что я стала давать рекомендации и постепенно пришла к тому, чтобы вплотную заняться туристическим бизнесом. Женское начало дало толчок к развитию нашего агентства. В общении с туристами мне очень помогает то, что я женщина. Кстати, по натуре мне проще общаться именно с мужчинами, — замечает Оксана.

Сильный пол уже прекрасно себя чувствует, когда женщина становится руководителем, содержит и свою семью, и развивает предприятие.

По ее словам, с недоверием к себе из‑за пола не сталкивалась ни разу. Если у клиентов и партнеров и возникали сомнения, то только из‑за того, что начинающая фирма была новым игроком на рынке. Жесткой быть в бизнесе Оксане не приходится — всеми трудными и спорными вопросами занимается муж. Совместный бизнес очень сильно объединяет, подчеркивает она, и сплачивает семью еще больше.

Возрастное недоверие

Руководитель инжиниринговой компании Екатерина Лапина также сталкивалась с пренебрежительным отношением мужчин-предпринимателей. В основном это были представители более старшего поколения.

— Для старшего поколения я остаюсь просто девушкой, они чаще всего стараются не запоминать моего имени, — констатирует Екатерина. — Я обычно не называю своего отчества, но даже если это делаю, то с такими бизнесменами о нем даже вопроса не стоит, я для них просто девушка, какой‑то представитель компании. И у них даже мысли не возникает, что я могу еще принимать какие‑то решения. Такое иногда встречается. Думаю, тут в большей степени происходит разделение не столько по гендерному признаку, сколько по возрастному.

Впрочем, к этому факту предприниматель относится философски и уверена, что все зависит от конкретной личности. Главный рецепт борьбы с таким отношением — высокое качество услуг и стоимость. Именно они выходят на первое место в высококонкурентной среде.

— Тогда все эти женские вещи уходят на второй план. В любом случае делить предпринимателя по гендерному признаку не корректно, наверное, мы в этом плане отстаем от Запада. Хотя, если посмотреть американский журнал Forbes Woman, они очень часто эту тему поднимают. Значит, она актуальна и у них. Наверное, само общество накладывает отпечаток, и мужчина не всегда воспринимает женщину-предпринимательницу, особенно если она молодая, как равного себе партнера. Но в последнее время ситуация меняется — молодое поколение руководителей не обращает на это внимание. А вот если мы говорим о старшем поколении — это есть. Наверное, потому, что женщин-руководителей в моей сфере все‑таки меньше работает. Например, в социальном секторе или образовательном таких препятствий для женщин вообще не возникает.

МНЕНИЕ

Оксана Степанова, амурский бизнес-омбудсмен:

— Женщины очень активно идут в бизнес, играют большую роль в развитии экономики, вкладывают средства как в мелкий, так и в средний и крупный бизнес. Если взять совет предпринимателей, процентов 70 в нем — представительницы прекрасной половины человечества. Думаю, прошли те времена, когда мужчины возглавляли все, сейчас женщина занимает такую же позицию в обществе. Времена изменились, и я думаю, что сильный пол уже стал привыкать к этому и прекрасно себя чувствует, когда женщина становится руководителем, содержит и свою семью и развивает предприятие. Теперь отношение мужчин к женщине-бизнесмену зависит, наверное, от того, каким видом деятельности она занимается. Если мужские и женские обязанности одинаковы, тогда как может мужчина хуже относиться, если ты делаешь даже больше, чем он.

Возрастная категория материалов: 18+