Мечтали, чтоб детей было много

Комната мальчишек — три пары двухъярусных кроватей и заряжающиеся планшеты во всех розетках. Старшие, 15-летние Олег и Ваня, хотят стать сотрудниками УВД,  как папа. Оба пока ходят на кружок «Юный спасатель» и выступают в соревнованиях.

— Я пока только манекена спас, — делится успехами Олег.   

Младшие, Леша, Витя и Кирилл, о профессии пока не задумываются. Но и у них уже есть свои  достижения. «Леша у нас спортсмен», — с гордостью говорит мама.

— Я  на спортивную гимнастику  три года хожу, уже есть золотые медали. Завоевал на областном чемпионате. Сейчас в Находку поеду соревноваться, —  солидно рассказывает 12-летний Леша.  

— Кирилл тоже занимается, тренер сказал, что он далеко пойдет, — добавляет мама. 

В розовой комнате живут девочки. Таня, Галя, Оля и Настя, возраст которых от 11 до 14 лет, мечтают по примеру  старших сестер стать медиками — Маша и Ксюша после 9-го класса поступили в Райчихинский медколледж и уже получают профессию. 

Чтобы побеседовать, уединяемся с Людмилой Анатольевной на кухне, где на плите в огромных десятилитровых кастрюлях доходят до готовности  борщ  и картошка с мясом. «Наш обед, — поясняет мама. — Это на всех, и еще собачке остается».

15

 приемных семей создано в Райчихинске

Людмила и Владимир Подорван  всегда мечтали, чтобы детей в их семье было много. Владимир сам из многодетной семьи, а его супруга, хоть и была единственным ребенком, всегда отличалась добрым сердцем. Своих троих детей они уже вырастили, сын работает  охранником, дочь — в полиции, третий сын — студент ДальГАУ.  Сама Людмила трудилась в фирме «Интеграл» кладовщиком. И однажды к ним на экскурсию привели детдомовских детей. Она признается, что в тот момент ее сердце первый раз сжалось от боли.  

Наше кухонное уединение длится недолго.

— Мам, можно птичку выпустить из клетки?

— Нельзя, там же кот.

— Ну почему нельзя, кот же сейчас на улице…

После недолгой дискуссии попугайчика все же решено оставить в клетке, во избежание трагедии. 

— Я увидела этих детей, детдомовских, мужу сказала, что хочется им помочь, — продолжает Людмила Анатольевна. —  Ну почему дети должны расти в казенных стенах? Муж говорит: да я не против.  И мы решили, что возьмем девочку и мальчика, вырастим, воспитаем. Опыт есть, своих же вырастили. Маша и Олег брат с сестрой, мы за ними приехали, а воспитатель говорит: вот у нас Ванечка есть, он так хочет, чтобы его взяли домой, в семью. Взяли и Ванечку. В органах опеки  нам быстро все оформили, через неделю дети уже были у нас.

«Опомниться не успела — их уже 11»

Так и родилась приемная семья Подорван. С родителями жили собственный сын-десятиклассник, 12-летняя Маша, девятилетние Олег и Ваня.  Маше в окружении мальчишек было скучновато, и родители подумали — а почему бы не взять еще девочку? Кроме того, в доме были одни подростки, а хотелось, чтобы и малыши в семье присутствовали.  «Взяли  Галю, ей было четыре годика, — рассказывает Людмила Анатольевна. — Она такая хорошенькая была, шустренькая, везде за мной бегала. А дальше я и опомниться не успела, как получилось 11 детей.  Сама не поняла, как так».

«Силы черпаю от детей. Это наши дети, мы их считаем своими. Они сначала настороженными были, но теперь мама-папа для них святое».

Приехали с мужем в Новорайчихинский интернат и увидели Лешу, того самого, чьими спортивными успехами  сейчас гордится вся семья. Леша был маленький, щупленький, на вид ему больше пяти лет не дать, хотя он уже ходил в первый класс. Сердце дрогнуло: ну как его оставить? Взяли.  «Леша у нас очень хороший, но сначала он был слегка несобранный, — объясняет Людмила Анатольевна. — А у нас так сложилось, что  в школу в один класс у нас ходят по двое. Так и в учебе легче, и до школы  у нас  идти далеко  — если ребенок идет не один, мне спокойнее».  Поэтому решили в пару к Леше взять еще ребенка-одноклассника. И взяли Олю. У Оли оказалась старшая сестра Таня, забрали и ее. Потом к Маше приехала подружка. Приехала, погостила и не смогла уехать. Так в семье появилась  Ксюша.

Потом в отделе опеки Людмиле Анатольевне сказали, что есть очень хороший мальчик Витя, которого надо обязательно взять в семью — нельзя такого ребенка оставлять в интернате. «Ну надо так надо, у нас уже тогда квартира как раз стала побольше», — говорит Людмила Подорван.

Взяли Витю —  дальше по закону,  в соответствии с которым множится эта семья, стали искать ему компаньона для учебы.  Год назад поехали по проторенной дорожке в интернат. Для Вити пары не нашли, зато мама увидела Настю.  Материнское сердце подсказало: «Моя». А у Насти есть брат, Кирилл.  Так что в семье Подорван теперь девять школьников и две студентки-третьекурсницы медколледжа.

Одна квартира своя, вторая съемная

— Как справляемся? — на минуту  задумывается Людмила Подорван. — Да как-то все успеваем.  Мое дело покушать сварить, постирать. Дети сами делают уборку — перед сном пылесосят свои комнаты. Девочки и картошку могут сварить, и яичницу пожарить. За стол всем вместе сесть не получается — кухня у нас тесновата. Обедаем по  4—5 человек  за присест, посуду каждый моет за собой сам. Муж уроки проверяет, если проблемы или конфликты в школе — он сразу вмешивается. Возит мальчишек на секции и поддерживает контакты с  тренерами. Папа для детей — непререкаемый авторитет.

Город угольщиков входит в пятерку лидеров по устройству детей в семьи. Из городов в этом рейтинге его обгоняет только Свободный, где 27 приемных семей.

О материальной стороне Людмила Анатольевна отзывается лаконично: «Не бедствуем». Единственное, о чем мечтает большая семья Подорван — о большом доме со своим  земельным участком, чтобы всем хватало места и чтобы огород был под боком. Но таких средств, чтобы построить дом, у семьи нет.

А еще мама Людмила мечтает, чтобы  все дети выучились, получили профессию, создали семьи  и сами стали хорошими и достойными  родителями. «Самое главное — детей надо уважать и любить, — говорит она. — Иначе ничего не получится. А если это есть, все сложится само.  Силы откуда черпаю? От детей. Они тоже отнеслись к нам очень позитивно. Это наши дети, мы их считаем своими. Они сначала настороженными были, но через пару лет начинают оттаивать,  привыкать. Мама-папа для них теперь святое».

Из последних новостей — на лестничной площадке, где живут Подорван,  освободилась трехкомнатная квартира. Владельцы переехали в другой регион и решили сдавать жилплощадь. Супруги Подорван подумали-подумали  и пришли к выводу: будем арендовать. «Сейчас мы всех разместим с комфортом», — радуется Людмила Анатольевна.  И, возможно,  настанет время еще подумать о расширении семьи. 

Возрастная категория материалов: 18+