• Добрая половина общей квоты для иностранных работников выделяется на строительную отрасль.
  • Почти две трети гастарбайтеров в Приамурье — китайцы.

Кроме того, предпринимателям, не согласным с размером предоставленной квоты, теперь не нужно дожидаться нового года, чтобы подать заявку на корректировку числа разрешенных трудовых мигрантов. В силу вступили новые федеральные правила о привлечении иностранных работников. Какие еще нововведения ждут амурских бизнесменов и гастарбайтеров, выясняла «Деловая среда».

Последние три месяца предпринимателей заставили понервничать: подать заявки на привлечение иностранцев к работе в этом году не мог ни один бизнесмен. Причина — правила, по которым составлялись квоты на гастарбайтеров, утратили силу в конце прошлого года, а новые до прошлой недели так и не были опубликованы. На днях соответствующий документ наконец появился на сайте Министерства труда и соцзащиты, и со следующего месяца правительство Приамурья вновь начнет принимать заявки на гастарбайтеров от предприятий области. Причем сам порядок претерпит значительные изменения.

— Самая большая сложность с этими правилами всегда была одна — необходимость заранее указать точное количество иностранцев. При этом заявки на следующий год принимались до первого мая, — комментирует генеральный директор ЗАО «Амурстрой» Александр Синьков. — А мы, например, строим не только коммерческое, но и социальное жилье. И вы сами понимаете, проведение конкурса, оформление соответствующей документации — все это занимает немало времени. Иногда успеть рассчитать необходимое количество гастарбайтеров просто нереально. А если не успел подать заявку до мая — жди следующего года, и опять же только в первые пять месяцев ты можешь оформить запрос на корректировку своей квоты.

Действительно, ранние сроки подачи заявки всегда вызывали недовольство среди предприятий, работающих с мигрантами.

Новые правила призваны устранить эту проблему — в документе нет крайнего срока подачи заявки. Однако это не значит, что на каждый запрос работодатели будут тут же получать желаемое количество иностранцев.

Комиссионный срок

— Да, срок приема заявок теперь неограничен, но в правилах прописано, что субъект должен представить свое предложение до 15 августа. Нужно также учесть, что перед отправкой документов на федеральный уровень области необходимо обработать все заявки и вынести их на решение межведомственной комиссии. Эти процедуры требуют времени, — комментирует начальник отдела регулирования внешней трудовой миграции министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Приамурья Татьяна Якименко. — Поэтому мы планируем, что принимать заявки, которые войдут в основную квоту, будем до первого июля.

То есть работодатель может подать заявку и после этого срока, но в основную квоту она уже не попадет. Рассматривать такой запрос комиссия будет в рамках корректировки уже определенной квоты. То есть разница лишь в том, что если ранее заявки на корректировку принимались уже в том году, на который и претендовали бизнесмены, то теперь отправить документ можно в любое время.

Однако это нововведение вряд ли повысит шансы предпринимателей получить желаемое число гастарбайтеров. Ведь запросы на корректировку квоты бизнесмены пишут каждый год, при этом комиссия соглашается на увеличение цифры в исключительных случаях — например, строительство социально значимого объекта в области, реализация инвестиционного проекта и тому подобное. Абсолютное большинство предпринимателей получает в ответ, что запрос можно удовлетворить без привлечения иностранной рабочей силы.

Месяц на раздумья

Еще одна уступка работодателям и одновременно головная боль чиновников — необходимость сообщить о решении по заявке через месяц.

— Согласно новым правилам, в течение семи дней после принятия заявки мы должны направить ее всем членам межведомственной комиссии, спустя максимум 25 дней вынести на заседание и еще через пять дней должны уведомить работодателя о принятом решении, — объясняет Татьяна Якименко.

То есть раньше все заявки собирались до мая, а затем все сразу выносились на представление межведомственной комиссии, и за одно-два заседания принимались решения по всем запросам. Теперь же комиссии нужно будет собираться не реже чем раз в месяц. Дело здесь не только в том, что у госслужащих в разы увеличился объем работы — ведь, с другой стороны, бизнесмены получили возможность быстро узнавать о возможности привлечь иностранную силу и в соответствии с этим планировать свою деятельность.

Теперь комиссии придется принимать решение по каждой заявке в течение первого полугодия, то есть, по сути, работать вслепую, не видя общей картины. Не получится ли в итоге так, что первые подавшие заявку работодатели получат разрешение на большее количество мигрантов, чем те, кто запросит иностранную рабочую силу в последних рядах? Ответ на этот вопрос останется неизвестным, пока новая система не отработает хотя бы год.

Да и потом, быстрый ответ на заявку для работодателей тоже имеет сомнительную ценность. Ведь область только составляет предложение и одобряет определенную квоту, а устанавливают ее в итоге на федеральном уровне. Какой смысл получать ответ от местных чиновников, если конечный результат все равно может быть изменен? Поскольку правила определяют крайний срок подачи предложения на квоты от субъекта, вряд ли специалисты в Правительстве России будут давать ответы по каждой заявке каждого работодателя в стране — значит общий результат все равно будет известен только осенью.

Надежда на коррекцию

При таком раскладе особенно актуальным становится механизм корректировки квоты. Он сохраняется и в новых правилах. Предприниматели могут подать заявку на увеличение или уменьшение гастарбайтеров при необходимости.

По новым правилам, корректировку можно проводить ежемесячно, а не раз в год, как это было до этого года. Проблема в том, что предприятия, как правило, пишут заявления только на увеличение иностранцев. И это при том, что квоту каждый год выбирают на 70—80 процентов. Работодатели просят больше гастарбайтеров, чем нужно, с расчетом, что, если им и урежут половину квоты, оставшихся все равно будет достаточно для работы. В итоге те, кто не воспользовался полученными разрешениями, предпочитают не тратить время и силы на заявление об уменьшении рабочей силы, ведь наказания за неполное использование квоты нет.

Получается, что комиссия каждый год получает только запросы на увеличение числа гастарбайтеров. А ведь итоговая квота, как правило, и так подпирает максимальную планку. Поэтому неудивительно, что большинство заявок на корректировку остаются неудовлетворенными.

12190

человек — квота на трудовых мигрантов в этом году в Амурской области

Но теперь в условиях, которые озвучивают новые правила, корректировка остается практически единственным способом рационально распределять иностранную рабочую силу. Однако если предприниматели сами не начнут более ответственно подходить к заявкам — озвучивать реальную, а не завышенную потребность, предупреждать о неиспользованных квотах на мигрантов, — с распределением гастарбайтеров между амурскими бизнесменами могут возникнуть большие проблемы.

Оснований для отказа стало больше 

Новые правила идут навстречу работодателям, но и увеличивают список требований для тех, кто хочет использовать труд мигрантов. «Раньше в федеральном законодательстве были прописаны четыре основания для отклонения заявки. Первое — неустраненные нарушения трудового миграционного законодательства, второе — задолженность по заработной плате более трех месяцев, третье — необеспечение жильем, — комментирует начальник отдела регулирования внешней трудовой миграции областного министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Татьяна Якименко. — Но чаще всего в квотах отказывали по четвертому пункту — из‑за возможности удовлетворения за счет наших трудовых ресурсов».

Теперь же при рассмотрении заявки межведомственная комиссия должна будет учитывать исполнение налогового миграционного законодательства, также законодательства в области социального и медицинского страхования. Кроме того, поводом для отказа станет, если предприятие находится в стадии банкротства. Еще одно нововведение — теперь минимальная заработная плата для трудовых мигрантов должна быть не ниже уровня прожиточного минимума (сегодня в Приамурье он составляет чуть больше девяти тысяч рублей). Раньше такого требования не было вообще.

Сложные перемены 

Сами работодатели пока не берутся комментировать новые правила: большинство из них пока не знают, что документ уже вступил в силу либо только приступили к его изучению.

«Знаете, нас, работодателей, больше пугают не расчеты, а перемены, — комментирует один из руководителей благовещенской компании, занимающейся строительными и отделочными работами. — Сложность раннего бронирования гастарбайтеров зависит от того, в какой сфере работает предприятие. Но за последние годы бизнесмены в принципе привыкли к необходимости подавать заявки до мая и приловчились просчитывать свои возможности и потребности. А теперь придется по новой учиться и приспосабливаться».

— На самом деле оформить заявку на предоставление иностранной силы совершенно не сложно — для этого существует специальная автоматизированная программа, просто заходишь в интернет, и через полчаса твой запрос уходит в систему, — объясняет глава КФХ «С. Е. В» Евгений Соколовский. — Да и планирование количества необходимых иностранных сотрудников — не такая уж невыполнимая задача. Если предприятие работает не первый год, оно будет планировать свою деятельность, соответственно, станет понятно, сколько человек ему будет нужно. Другое дело, что обычно заявку удовлетворяют на 50, а то и 20 процентов. На работы в сельском хозяйстве квоту теперь вообще не дают, а жаль — у нас рабочие руки лишними никогда не будут.

Откуда едут гастарбайтеры  — см. инфографику.

Где работают иностранцы в этом году   см. инфографику.

Надежды и реальность предпринимателей  — см. инфографику.

Возрастная категория материалов: 18+