Писанина без редакторства ущербна

— Константин Федорович, как можете охарактеризовать сегодняшнюю амурскую литературу?

— Она совершенно разная, но, к сожалению, невидима простым глазом. Потому что книг амурских авторов издается очень мало. Но не потому, что не пишут. Пишущих людей достаточно много, кто-то публикует в интернете, кто-то издает книги за свои деньги, кто-то творит в стол. Вся беда сегодняшней самодеятельной литературы в том, что нет даже первичного редактирования — свежего взгляда, элементарного исправления ошибок. Желание писать — похвально, но подумайте и о читателях. Скажу честно, вся эта писанина без редакторства слегка ущербна. Большая проблема всей российской литературы, в том числе и амурской, и в том, что редактировать некому. Вот кого из местных редакторов вы можете назвать?

26

человек состоит сегодня в амурском Союзе писателей

— Владислав Лецик…

— И все! Одного Лецика, даже с его невероятной  трудоспособностью, на всех не хватит. Когда у нас один Лецик на всех амурских писателей — это какая-то литературная погибель. Печатаемся мало и из-за банального отсутствия денег и нормальных доступных издательств. Три кита, на которых должна стоять литература, — автор, редактор и издательство. Если первый кит у нас еще жив, то со вторым и третьим — проблемы. Ведь важно, чтобы продукт, в нашем случае книга, выходил качественным. Зачастую сегодня при покупке книги читатель ориентируется на ее красивую качественную обложку. Вот вы приходите в магазин покупать сыр рокфор, а вам его в старую газету заворачивают.

— Мне кажется, немного некорректно сравнивать литературу с сыром, даже с рокфором.

— Зато очень наглядно. Помимо содержания, важна форма. Зайдите сейчас в какой-нибудь большой книжный магазин. Можно, конечно, увидеть в плохоньком исполнении и популярных авторов — Устинову, Донцову. Но они могут позволить себе издаваться и в бумажной обложке. Потому что они раскручены настолько, что их могут продать. Все остальное издано в приличном варианте — качественная твердая обложка, хорошее художественное оформление. Не пойдет сегодня человек покупать плохо изданную книгу. В конце концов, все на свете товар. Если мы хотим, чтобы товар покупали, он должен быть хорошо оформлен. А это очень дорого. Мы сейчас готовим коллективный сборник амурских писателей — это 530 тысяч рублей за тысячу экземпляров.

Нужно спасать детей и подростков

— Кто сегодня творит в амурском Союзе писателей?

— В амурском Союзе писателей сегодня состоит 26 человек. Возраст, как на заводах после перестройки, — полностью отсутствует середина. У нас есть 20-летний Семен Руденко и 91-летняя Нина Релина. Костяк — люди, которым за 60. Провал — 30—50-летние. Это печальный отзвук 90-х годов. Сначала была писательская организация, которая могла кормить, люди получали гонорары — пробиться в организацию было, как получить какой-то знак качества, какие-то льготы. В 90-х все это благополучно рухнуло. Если честно, многие в то время думали, что книги уже не будут читать. Люди выживали: торговали на рынке, зарабатывали деньги. Но, к счастью, любовь к чтению вернулась. В школах сейчас читают, особенно в глубинке.

— О чем сегодня пишут амурские писатели?

— Жанры и темы совершенно разные. Кто-то пишет приключенческие романы, сейчас популярен такой жанр, как фэнтези. Это своего рода бегство от действительности, но его читают. Людмила Судейкина написала фэнтезийный роман, задолго до нее были повести и рассказы у Галины Беляничевой. Но о чем бы автор ни писал, он все равно пишет о себе, о своей родине. Поэзия же, о чем бы ни была, в конце концов, о любви и о родном крае, даже если в конце Чапаева убили.  Очень много у нас авторов пишет на местные исторические темы. Литературный исторический интерес нужно стимулировать. Если бы созрела в голове амурских правителей мысль — сделать социальный заказ… Это должен быть литературный проект, но связанный с историей. И направлен он должен быть, прежде всего, на детскую и подростковую аудиторию. Их нужно спасать, а наше поколение, к сожалению, с амурской земли сбегает.  В Благовещенске пока не сильно заметен этот отток, но найти человека, у которого знакомые или родственники не уехали или не собирались, — невозможно.

— Литература может остановить это бегство?

— Удерживать людей нужно не только обещаниями больших зарплат, хороших дорог, развитой инфраструктурой. Почему-то власти не хотят понимать, что в этом массовом бегстве из Приамурья есть и психологический момент — «корешки» у нас слабые. Когда спрашивают жителя Благовещенска, где находится его город, что он отвечает?

— Наверное, рядом с Китаем…

— Вот, а хабаровчанин скажет, что Хабаровск — столица Дальнего Востока. Корни амурские укреплять нужно, и что интересно — люди это делают. Амурчане, особенно в селах, начинают искать корни — составляют родословную. Беда в том, что поздно спохватились — ушло поколение, которое все это знало. Знаете теорию пяти рукопожатий?

— Знаю, она доказывает, что жители Земли в среднем знакомы друг с другом через цепочку из пяти друзей.

— Я через одно рукопожатие знаком с Путиным, с Обамой — уже через два. И с человеком, который жил при крепостном праве, тоже знаком через два рукопожатия. Этот человек, когда отменили крепостное право в России, сплавлялся на плоту — ему тогда было лет десять. В сплаве из Забайкальского края в Амурскую область, возле Красного Яра, что в Михайловском районе, мальчишка сломал ногу. Потом, много лет спустя, он сидел на завалинке и рассказывал истории про этот сплав. Дед мой еще пацаном эти рассказы слушал. Еще некоторое время назад историю освоения нашего края можно было у живых свидетелей узнавать.

В массовом бегстве из Приамурья есть и психологический момент — «корешки» у нас слабые. Корни амурские укреплять нужно, и амурчане, особенно в селах, это делают — начинают искать корни. Беда в том, что поздно спохватились — ушло поколение, которое все это знало.

А то сейчас такое ощущение, что казаки сюда пришли и все основали. А казаков  было 10 процентов от всего населения, которые расселились на небольшой территории вдоль Амура, а дальше крестьяне-переселенцы жили, большинство из южных регионов. Это был богатейший регион! Благовещенск занимал второе место в стране по количеству мельниц. Дед рассказывал, как однажды ходил на бахчу арбузы воровать и убегал от сторожа с ружьем, заряженным солью. Я смеялся, мол, амурские арбузы размером с крупное яблоко не стоили таких мучений. Дед возразил, что раньше амурские арбузы большие были… Не поверил сначала. А потом, когда закончилась советская власть, арбузы опять выросли.

До революции в области научились выращивать яблоки. Потом началась коллективизация, новые руководители страны запретили выращивать яблоки. Подобные провалы часто отбрасывали не только амурчан, но и всю страну назад. И литература обязана эти провалы заполнять, чтобы корни глубже проросли.

У нас уже творит свой Толстой

— Амурская земля, кроме яблок, способна родить своего Пушкина, Толстого, Бунина, Донцову, наконец?

— Донцову, наверное, никогда. Донцова — это не просто порождение таланта, но и рекламы — за свои книги она получает приличные гонорары. Хорошо, если в России сейчас десяток таких авторов наберется. Я не отрицаю ее литературных способностей — пишет она захватывающе. По крайней мере, тому, что она пишет о детях и собаках, я верю.

Современные Бунин или Толстые, может быть, уже и пишут в нашей области. Но давайте смотреть на вещи реально. В свое время Лев Толстой не был чемпионом по тиражам, по крайней мере — при жизни. На пике популярности в то время была какая-то дама вроде Донцовой, ее женские романы читали все. Но время все ставит на места. Фамилию той дамы не вспомнишь, а кто в мире не знает Толстого?  Большое все-таки видится на расстоянии.

— И все-таки, дайте практический совет молодым авторам. С чего им начать, куда пойти?

— Первый шаг — прекратить писать «в стол» и показать свои произведения. Обратиться к кому-нибудь из Союза писателей. Так что звоните мне хотя бы. Соберем молодых авторов, познакомимся. Дело в том, что авторы сами не хотят общаться. Молодые поэты и писатели существуют где-то в параллельных мирах. Нам говорят, что где-то они есть, а мы их найти не можем. На самом деле мы готовы работать вместе. Областная библиотека  готова их принять, проводить какие-то семинары. Нужно, чтобы нашелся среди молодых авторов настоящий буйный вожак, подошел — и стали бы работать.

Кроме того, чтобы молодые таланты всплыли на поверхность, они должны видеть, что книги амурских авторов не только издаются, но и продаются. Если кратко, то нужна заинтересованность областных и городских руководителей в литераторах, нужны издание и место, где продаются книги амурских авторов. Кстати, 17 мая в Благовещенске начнется фестиваль культуры, в его рамках в областной библиотеке будут показаны и книги амурских писателей и поэтов. Так что все желающие смогут не только познакомиться с амурской литературой, но и показать свою книгу.

— Так сделайте что-то вроде амурского книжного базара, скажем, раз в год — покажите свои книги. Думаю, что люди потянутся.

— Если честно, то и продавать нечего. Есть такие самодельные книги, не  хотелось бы, чтобы некоторые из них выходили за пределы одной семьи. А у нас и похвастаться нечем. В прошлом году члены амурского Союза писателей издали до обидного мало книг. Приличные тиражи были у Владимира Куприенко, Игоря Игнатенко, Алексея Воронкова и Нины Релиной.

 17

мая в Благовещенске начнется фестиваль культуры, в его рамках покажут и книги амурских писателей и поэтов

Есть регионы —  Хакасия, Ингушетия, не самые богатые, но писателей там поддерживают. Нужно понять амурским областным руководителям, что необходимо воспитывать у людей гордость за свою землю — элитарность. Чтоб человек мог гордо сказать, что он живет в Амурской области. В свое время это уже было, когда люди с БАМа приезжали в другие регионы страны и говорили: «Да мы с БАМа, у нас Кобзон жене шубу покупал». А литература местная научит амурчан гордиться своим краем, чтобы не жили мы где-то возле Хэйхэ.

Следующий год в России объявлен Годом литературы.  Но властям пока не до литературы. Потом, конечно, спохватятся. Но изготовление достойной книги, даже при наличии всего материала, это не общение кроликов, а гораздо более длительный процесс. Нужны социальные заказы, гранты для амурских литераторов. И начинать работать в этом направлении нужно уже сегодня!

[email protected] — на этот адрес амурчане могут присылать свои произведения, если хотят услышать мнение и критику признанных авторов.