Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

 Отличить обычные машины, которые хозяева оставили перед местом работы, от продаваемых достаточно легко: на своеобразных авторынках машины сверкают чистотой, новизной, разнообразием дорогих моделей, а некоторые из них — отсутствием номерных знаков. Как говорят в администрации  Белогорска, нелегальные авторынки за три последних года превратились в сплошную головную боль.

Налоги — мимо кассы

— Еще в 2011 году мы начали заниматься этой проблемой, — рассказал начальник отдела поддержки и развития предпринимательства администрации Белогорска Владимир Верхотуров. — Глава города собирал предпринимателей, предлагал им самостоятельно организовать авторынок на муниципальной земле. Однако воз и ныне там — торговых точек становится все больше, и проблема не решается.

Сейчас в Белогорске около 20 нелегальных авторынков. Как отмечают городские власти, автомобили не только занимают муниципальную землю и портят внешний вид — этот популярный бизнес существует в обход налогов.

— По примерным подсчетам, на нелегальных авторынках в год продается 300 автомобилей, — говорит заместитель главы города по экономике Валентина Дацко. — Сумма НДФЛ, которая не поступила в бюджет, составляет 6,5 миллиона рублей, из этой суммы 22 % идет в местный бюджет — то есть город теряет около 1,5 миллиона налогов. Мы заинтересованы в том, чтобы предпринимательская деятельность развивалась. Бизнесу оказывается различного рода финансовая поддержка — на развитие начинающим предпринимателям, на закупку оборудования. Также город участвует в долгосрочной программе «Развитие малого и среднего бизнеса», то есть мы готовы поддерживать легальных предпринимателей.

300

автомобилей в год реализуются в среднем на нелегальных рынках Белогорска

К слову, проблема собираемости налогов с продавцов автомобилей актуальна не только в Белогорске, но и по всей стране. Дабы обойти момент уплаты налога, в договоре купли-продажи пишется заниженная стоимость — как правило, всего 5—10 тысяч рублей. И способа борьбы с этой тактикой нет.

Всем выйти из сумрака

Заставить продавцов автомобилей легализоваться практически невозможно, заверили в администрации. С 1 марта этого года вступили в силу изменения в законе  «Об административной ответственности в Амурской области». Теперь органы местного самоуправления лишены полномочий привлекать граждан к ответственности за административные правонарушения — за нарушение правил благоустройства. Органы полиции также исключили из перечня должностных лиц, уполномоченных составлять акты правонарушений, в частности, за парковку на газонах.  

Кроме того, почти невозможно доказать сам факт продажи автомобиля на нелегальном авторынке.

— Чтобы доказать факт незаконного предпринимательства, нужно собрать серьезную доказательную базу, — отмечает Владимир Верхотуров. — Как доказать, что машина действительно продается? Рейды, которые мы проводили совместно с налоговой службой, эффекта не принесли. Если раньше эти авторынки были залеплены баннерами, объявлениями «Продам автомобиль», то сейчас этого нет. Когда мы подъезжаем к месту продажи, предприниматели сразу заявляют: это родственники к нам приехали.

 «Зачем нам это надо»

Как отмечают городские власти, нет полномочий у муниципалитета и по созданию единого авторынка. Инициаторами должны выступить сами предприниматели. Однако с их стороны интереса нет.

 — Зачем нам это нужно? — высказали свое мнение корреспонденту АП продавцы автомобилей в одной из точек по улице Кирова. — Видите, мы себе здесь место оборудовали — машины стоят в гаражах, если что-то надо отремонтировать — это можно сделать на месте. А наказать за это никто не может — нужно тогда вообще торговлю машинами запрещать, ведь все продают свои машины с рук. Мы просто посредники. Администрация нам предлагала площадку — около Томичей. Кто туда поедет, за город? И потом, как мы вообще должны создавать авторынок — что, у него будет 15 владельцев? Тем более создавать за свои деньги. Да и что изменится с появлением авторынка? Не платим налоги — так мы их и там платить не будем.

Многие продавцы машин обустроили свои авторынки: рядом есть автомойка, гараж. Некоторые же ставят автомобили на узких улицах города прямо на газон.

Кстати, около 15 лет назад в Белогорске был авторынок, однако тогда продажа машин была непопулярна.  На вопрос, почему так развит этот бизнес сейчас, продавцы пожимают плечами. А потом делятся своими предположениями: мол, в Благовещенск за машиной ехать далеко, вот и стекаются в Белогорск жители близлежащих районов. Многие переживают, что на благовещенском авторынке им подсунут «распил» или угнанную машину. Еще один аргумент: Белогорск — второй по величине город области, удобно расположен рядом с федеральной трассой и на пересечении железнодорожных путей.

— Думаю, что в ближайшие пять лет этот бизнес будет умирать, — считает один из торговцев автомобилями. — Все-таки рынок перенасытился предложением, а спрос за ним не успевает. В основном живем обменом. 

Возрастная категория материалов: 18+