• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Александр Тихомиров — автор оригинального направления в живописи, запатентованного в 1995 году под названием «оконопись». Народный художник РФ, член Творческого союза художников России.

Свет в мастерской

 — Для мужчины нормально, если его любимое место — место работы. Правда, при  условии, что это не каторжный труд. Раб на галерах вряд ли назовет свою работу любимой. В этой же мастерской я занимаюсь своим любимым делом — рисую, — надевая рабочий фартук, отметил Александр Тихомиров.

Если назвать любимое место Александр Евгеньевич смог мгновенно, то с любимой картиной вышла заминка.

— Любимая картина всегда та, которая пока еще не нарисована, — отметил художник. — Сейчас я работаю над архангелом Михаилом. Посмотрите на необычную структуру этой доски — линии немного под наклоном. Эту асимметрию я усилил за счет крыльев Михаила-архангела.

Вопросы политики, гражданской войны на Украине мы не затрагивали специально. Но тем и отличается душа художника — слова ей не нужны…

— Архангел Михаил — предводитель воинства Господня — часть света, который проецируется на землю. Я уверен, что свет в конечном свете победит тьму.

Свет, вдохновение — частые гости в мастерской известного художника.

— Вдохновение приходит, если есть любимое дело, — уверен Александр Тихомиров. —  В какой-то момент все совпадает: звезды выстраиваются, чувства, желание. И создается вещь, которая выходит из ряда обычных. Но если не делать свое дело каждый день с любовью, то можешь не попасть на этот счастливый день… Полностью  поддерживаю слова Маяковского, который говорил, что единого слова ради нужно переработать тысячу тонн словесной руды.  Но отдыхать тоже нужно, чтобы после напряженной работы вновь наполниться.

Столицу я недолюбливал всегда. Ведь у любой медали есть две стороны. Вроде в Москве и музеи сосредоточены, и жизнь кипит, но я заметил, что у жителей столицы гордость стала превращаться в гордыню. 

Новая набережная в семейном маршруте

Мы решили последовать совету и поехали посмотреть на любимое место отдыха амурского художника — новую набережную Амура.

— Мы обычно с супругой подъезжаем к ротонде, — повел по семейному маршруту Александр Тихомиров. — Утром приходим сюда зарядку делать, потом я бегаю, жена катается на велосипеде, а вечером просто гуляем.

Пробегать по шесть километров несколько раз в неделю для амурского художника  не проблема.

— Хватает, чтобы продышаться, «мотор» запустить. Вообще я со спортом дружу. Раньше занимался и футболом, и хоккеем, и волейболом, и легкой атлетикой. Помню, когда только приехал в Благовещенск в 1984 году, мне было 28 лет. Квартира была в районе бойни. Так я  каждое буднее утро бегал в центр Благовещенска, а потом обратно. А по воскресеньям с марафонской группой пробегали километров по 30.

Если выбирать между жизнью в шумной Москве и спокойном Благовещенске, любовь художника на стороне последнего.

— Столицу я недолюбливал всегда. Ведь у любой медали есть две стороны. Вроде в Москве и музеи сосредоточены, и жизнь кипит, но я заметил, что у жителей столицы гордость стала превращаться в гордыню. Москва — снобистский город, где сложно разговаривать, общаться. И так всегда будет. А в Благовещенске я сразу прижился, почувствовал — это мой город. Я его ощущаю… О том, что переехал из Москвы, совсем не жалею. Как в свое время сказал актер Борис Хмельницкий на открытии моей выставки в Москве: «Где творит гений, там и есть столица».

Я к Ленину отношусь, как к наводнению, — было оно, но что ты с ним можешь поделать? Это есть историческая неизбежность. Помнить нужно и хорошие, и плохие страницы нашей истории. Плохие — для того, чтобы не повторились.

Арка истории и любимая черемуха

Рядом с ротондой на новой набережной еще одно любимое место Александра Тихомирова — Триумфальная арка на площади Победы.

— Всегда с любовью на нее смотрю. Арка — это восстановление исторической памяти, что очень важно. Мы не должны быть варварами, которые начинают сносить то, что не ими построено.

По дороге прошли и мимо памятника пограничнику с собакой.

— Поразительная вещь. Вроде бы неправильные пропорции, но люди этот памятник любят, — бросил профессиональный взгляд на пограничника и его собаку художник. — Наши люди в основной массе не обращают внимания на профессионализм скульптора, главное, чтобы были узнаваемые детальки, которые напоминают реальность. Раз чем-то этот памятник близок амурчанам, ну и пусть стоит.

Не смог пройти Александр Евгеньевич и мимо сквера возле бывшего Дома пионеров.

— Здесь мы любим гулять с супругой, когда начинают цвести черемуха и белая сирень, — объяснил художник и очень расстроился, когда увидел, что любимое дерево безжалостно «обкорнали». — Что же ее так обрезали? Раньше можно было взять веточку и понюхать, а теперь и не дотянуться.

— Александр Евгеньевич, а памятник Ленину картину не портит? 

— Ленин не мешает, — махнул рукой на вождя мирового пролетариата художник. — В свое время один из великих художников Петров-Водкин проехал по Европе, а после сказал такую вещь: «Я вдруг понял, что Италия и вся Европа обязаны своим мальчишкам за то, что на памятниках не отломаны пальцы, не написаны гадкие вещи. Дети не вандалы». Там на одном пятачке уживаются и герои, и тираны. А у нас каждая волна новой власти готова смести памятники предыдущих. Я к Ленину отношусь, как к наводнению, — было оно, но что ты с ним можешь поделать? Это есть историческая неизбежность. Помнить нужно и хорошие, и плохие страницы нашей истории. Плохие — для того, чтобы не повторились.

Жить нужно с любовью в душе, уверен знаменитый амурский оконописец.

— Сопротивляться злу бессмысленно, нужно просто всего себя наполнить любовью. Многие говорят: я это не люблю, то  ненавижу, а давайте пойдем от обратного — найдем то, что мы любим, и будем этим заниматься. 

Жить нужно с любовью в душе. Сопротивляться злу бессмысленно, нужно просто всего себя наполнить любовью. 

Под крышей музея

Настоящая любовь живет и в последнем пункте любимого маршрута Александра Тихомирова — под крышей Амурского краеведческого музея.

— По зданию музея и не скажешь, что раньше в нем, говоря современным языком, торговый центр располагался, — остановился на несколько секунд художник. — В те времена к архитектуре подходили очень серьезно, каждому зданию пытались придать индивидуальность. Это уже в советские времена стали отказываться от архитектурных излишеств, красоты, мол, это буржуазные излишества, и стали строить панельные клетки.

По уверенной походке стало понятно, что Александр Евгеньевич частый гость в главном хранилище амурской истории.

— Очень близок наш краеведческий музей, потому что здесь проходят выставки нашей организации, выставляются и мои работы, — подтвердил мысль художник. — Кстати, 2 июня — ко Дню города, открывается наша с супругой совместная выставка «Русь». Приходите, на мой взгляд, очень интересная задумка получилась.

Возрастная категория материалов: 18+