• Шаркунок напоминает погремушку, а делается по древним технологиям. Фото: Андрей Анохин
  • Новые пластиковые окна мастер окультурил в русских традициях. Фото: Андрей Анохин
  • Фото: Андрей Анохин
  • Кумир в собственноручном исполнении —  портрет Есенина. Фото: Андрей Анохин

— Это и есть мои шаркунки. Я про них в старой книге вычитал, такие давным-давно на севере делали. Если разберу, то обратно, кроме меня, уже никто не соберет, — позванивает мастер чем-то отдаленно напоминающим детскую погремушку. — Внутри речные камешки или дробинки, а в качестве материала береза или сосна. Эти деревья очень музыкальные.

Шаркунок внешне похож на детский конструктор из нескольких десятков маленьких деревянных деталей. Чтобы добиться эффекта, каждую нужно идеально выделать и подогнать. Сборка инструмента — целая секретная технология. Впрочем, мастеру с огромным опытом и не такие работы по силам.

— Лет пятьдесят уже с деревом работаю. Раньше все вручную приходилось, а сейчас проще — электроинструменты помогают, — признается Владимир Петрович. — Народ сейчас черствый стал, естественную красоту не ценит. Бывает, как поналепят — вроде добротно все, но душа не лежит. Сын мне тоже все про евроокна  рассказывал. В итоге установили их, а я взял, да наличники к ним приспособил. Теперь совсем другой вид и сердце радуется. Зачем это нужно? Сам посуди — современные люди в большинстве своем либо водку пьют, либо телевизор смотрят. Я тоже иногда вечерние новости смотрю, но там все про Украину, да про Украину. Настроение поневоле падает. Соберусь тогда, в гараже закроюсь, инструмент в руки возьму, смотришь — отлегло на душе.

Свое увлечение Владимир Азанов считает чуть ли не лекарством от всех болезней. Когда дело спорится, то и самочувствие улучшается. Под его коллекцию впору отдельную музейную экспозицию оборудовать. Чего в ней только нет.

— Вот, колесо от телеги. Я его по старым технологиям смастерил. Когда остальные доделаю, то хочу настоящую телегу перед своей калиткой поставить. Пусть народ смотрит, историю свою вспоминает. А это дуга для коня. Я ее по случаю купил, потому что увидел под тремя слоями краски уникальную резьбу. Этим рисункам уже сто лет, и подобные узоры мне встречать еще не приходилось, — делится мастер.

Резьбу по дереву Владимир Азанов считает чуть ли не лекарством от всех болезней. Когда дело спорится, то и самочувствие улучшается.

В семье Азановых работа руками — болезнь наследственная. Резать по дереву любили многие поколения, а отец Владимира Петровича был кузнецом с неимоверно огромными мускулами. О силе этого человека до сих пор легенды по округе ходят.  

Многие свои поделки Владимир Азанов раздаривает родным и знакомым, но есть и долгожители. К примеру, старинный замок из найденного на дороге корневища. Это из разряда сувенирной продукции, а есть вещи сугубо бытового предназначения. Впрочем, это совсем не умаляет их уникальности. Мастер показывает большие деревянные черпаки. На изготовление каждого уходит более года. Делаются они из корней таежных деревьев внушительных размеров. Каждая заготовка предварительно очищается от лишнего, обтесывается и складируется в погребе. Там ей предстоит сохнуть долгие месяцы. Такая процедура необходима во избежании появления трещин. Лишь в конце этого долгого подготовительного пути Владимир Азанов берет в руки инструмент и бережно создает предмет домашнего обихода.