9.00: встречаемся у бассейна

40

лет отметит АмГУ 20 марта 2015 года. Вуз был основан как Благовещенский технологический институт в 1975 году, а в 1994-м  получил статус Амурского государственного университета. 

Машина ректора подъезжает к бассейну АмГУ с вывеской «Студенческий». Вообще-то рабочий день Андрея  Долиевича начался в 8.00, но мы с вечера договорились, что руководитель вуза с 8 до 9 утра будет работать с документами. Обычно он занимается этим по вечерам, но накануне АмГУ принимал председателя Центризбиркома Владимира Чурова, и на ректорском столе выросла гора папок с бумагами, которые нужно было срочно рассмотреть. Утренний визит в бассейн для ректора тоже нетипичен — обычно по четвергам он посещает «Студенческий» с 21 до 22-х — в качестве пловца. Но сейчас его сюда привели рабочие проблемы.

— Доброе утро! Как дела? — Андрей Долиевич обменивается рукопожатием с встречающим его на крыльце директором  бассейна.

Не теряя ни минуты, спускаемся в подвал, где происходит самое главное — проходит очистку вода, которой заполняется ванна бассейна. АмГУ закупил дорогостоящий австрийский озонатор для очищения воды. Его только что смонтировали, и ректор пришел лично посмотреть, как все работает.

— Озонатор обеспечивает качество воды, которого в бассейнах Дальнего Востока нет, — рассказывает директор бассейна Игорь Анкудинов. — Мы воду обеззараживали хлорированием, хлорку везем из Новосибирска, это дорого и хлопотно. Озонирование позволит уменьшить количество химии в пять раз. Все время берем пробы воды. Если увидим, что озонатор не справляется, будем добавлять хлорку.  Дозировку рассчитывает компьютер, он настроен на те параметры, которым должна соответствовать вода. Озон сгущает грязь, которая может попасть в воду, и она оседает на дно. На ночь в ванну бассейна мы запускаем специальный пылесос, который ползает по дну и все это вычищает.

Обойдя огромные баки, емкости, трубы и насосы, поднимаемся наверх — туда, где под свистки тренеров учатся плавать детские группы. По пути Андрей  Долиевич обсуждает с директором бассейна аренду плавательного учреждения пришкольными лагерями. 

9.15: совещание по футбольному полю

Рядом с бассейном на территории вуза скоро появится футбольное поле. Российский футбольный союз подарил Амурскому госуниверситету специальное искусственное покрытие, и теперь надо подготовить подушку, на которую это поле стелется. Совещание с представителями фирмы-подрядчика, которая занимается строительством стадионов, провели в одном из кабинетов здания бассейна.

«Честно говоря, не знаю, насколько  помогает тестирование. Например, моя склонность — я должен работать библиотекарем где-нибудь в отделе редких книг. Мне это было бы очень интересно. А я вот работаю ректором университета».  

— Вы знаете, что Амурский университет стоит на болоте. Расскажите, с чего начинить, — дает старт разговору Андрей Плутенко.

— Есть предложение засыпать площадку щебнем, потом более мелкой фракцией и обязательно  забетонировать, — предлагают свой вариант подрядчики. — Если мы сделаем просто отсыпку, вся щебенка расплывется. Мы предлагаем залить ее бетоном на 10—12 сантиметров. Это будет более долговечно.

Размеры будущего  поля — 20 на 40 метров. Ректор предлагает сделать ограждение и внутри оставить место под беговую дорожку. Обсуждают со специалистами, каким должен быть забор, чтобы он не страдал от попадания мяча. «Составляем ведомость, обсчитываем, обсуждаем, начинаем работать», — итожит Андрей Долиевич.  

9.45: откровения за чашкой кофе

Пьем кофе в кабинете ректора перед совещанием по лицею. Прошу Андрея Долиевича дать совет тем, кто только вступает в жизнь.

— Что я могу посоветовать? Мечтать, не бояться замахиваться на большие цели. Жизнь одна, и надо слушать себя и пытаться к своей мечте двигаться, даже если она кажется невероятной.

— Наверное, это сложно…

— А что, у всех мечта стать генеральным секретарем ООН? Обязательно нужен публичный успех? Наверняка есть мечты, связанные с реализацией каких-то способностей, заложенных родителями или природой. Человек должен послушать себя, понять, что его волнует, что он хочет в жизни делать, и попытаться найти себя в этой сфере, чтобы  жить интересно и насыщенно.

— Как себя найти школьнику, подростку? Может, пройти какое-нибудь тестирование?

— У нас в вузе, конечно, есть центр тестирования, который является филиалом Центра профориентации МГУ, у нас есть все программное обеспечение, и там могут протестировать. Кстати, наших лицеистов они тестируют бесплатно, но и для остальных это недорого. Но я, честно говоря, не знаю, насколько это помогает. Например, моя склонность — я должен работать библиотекарем где-нибудь в отделе редких книг. Мне это было бы очень интересно. А я вот работаю ректором университета. 

Андрей Плутенко — ректор АмГУ, профессор, доктор технических наук, автор более 80 научных работ, в том числе 3-х монографий, главный редактор двух научных журналов, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Откровения за чашкой кофе прерывают люди, собравшиеся в приемной ректора, — их Андрей Долиевич видит на мониторе на своем рабочем столе. Сейчас начнется итоговое совещание по работе лицея АмГУ, где только что завершился  учебный год. 

10.00: лицею нужен интернат

Лицей АмГУ получил лицензию 28 августа прошлого года, поэтому детей смогли набрать только с начала второй четверти. Приняли два класса лицеистов — 8-й и 10-й, по 15 человек. Педагогический состав — 56% кандидаты наук, 33% — старшие преподаватели, остальные — учителя высшей категории.

— Большинство детей успешно осваивают программу, — рассказала директор лицея Виктория Еремина. — Что к нам перекочевало со школьной скамьи и с чем мы боремся, — чтобы дети не уезжали с родителями в отпуск. И, если честно, они часто болеют простудными заболеваниями.  С этим тоже будем бороться и хотим нанять педагога по лечебной физкультуре — с дыхательной гимнастикой и остальным.  Учебная нагрузка хорошая, и в этом родители нас поддерживают. Мы по триместрам делаем зачеты, проводим мониторинг качества знаний. В учебном процессе задействована структура университета.

— Что у нас по внеучебной деятельности? Чем вы их развлекаете и дополнительно образовываете? — интересуется ректор.

— Мы стараемся, чтобы вся внеучебная деятельность была в контексте учебных дисциплин, — продолжает Виктория Еремина. — Если это Святки или Масленица, мы пытаемся  связать это с прочтением литературы, если это День святого Валентина, то проводим праздник на английском языке. В бассейн ребята ходят в рамках учебного процесса. Принимают участие во всех студенческих мероприятиях. Например, в «Веселых стартах» выступали наряду с первокурсниками и заняли 5-е место. Детям все это  очень нравится.   

После итогов перешли к планам на новый учебный год.

— В этом году мы набираем детей с 5-го по 11-й класс. Собрали заявления, все претенденты прошли комплексный тест на базовые знания, результаты уже есть на сайте, — доложил Александр Остапенко, проректор по информатизации и новым образовательным технологиям. —  Было порядка 200 заявлений, собеседование прошли 145 человек. Плюс еще 30 — те, кто у нас учился, мы их переводим дальше, итого у нас будет 175 лицеистов.  Сформируем 10 классов, по 15—20 человек в каждом.    

— А мы справимся с пятиклассниками? У нас нет опыта работы с такими маленькими детьми, — засомневался Андрей Долиевич.  

— Мы постарались подобрать опытных педагогов и классных руководителей, — снова вступает в разговор директор лицея. — Необходима техническая база — оборудование кабинетов, нужно закупить регулируемую по высоте мебель для 5—6-х классов. У родителей есть пожелание иметь группу продленного дня. Для нее тоже нужно оборудовать специальный кабинет, чтобы там проходили музыкальные занятия, чтобы дети там могли порисовать, поиграть. Может быть, мольберты там поставить. Что касается питания детей, они смогут пообедать в буфете корпуса. Закуплены фляги для первого и второго, новые столы и стулья.

Среди лицеистов, как оказалось, есть не только благовещенцы. Одна ученица приехала из северного бамовского поселка, живет у родственников и учится в лицее. Другого лицеиста родители возят из Благовещенского района.

— Нам бы интернат, это было бы здорово, — помечтал и одновременно очертил перспективу ректор.

11.00: знакомство с эскизами студентов-дизайнеров

Едем к корпусу, где занимается факультет дизайна и технологии, и сразу же направляемся в мастерскую проектирования. Студенты-дизайнеры подготовили эскизы — на ватманах изображен экономический корпус АмГУ, которому предстоит ремонт и отделка фасада. Сюда же пригласили представителя фирмы-подрядчика, чтобы заодно определиться с объемом работ и  ценой.

— Давайте договоримся — мы в каком цвете делаем? Мы же хотели от темно-шоколадных оттенков до белого? — уточняет Андрей Долиевич. — А у вас здесь весь спектр. Мы хотим  сделать здание, чтобы оно смотрелось как приятное пятно в сером микрорайоне. Все общежития бетонные, и все очень серо смотрится, особенно зимой. Кстати, наш университет называется Амурский — от слова Амур, а это река. Так что и синий цвет смотрелся бы уместно.

Но оказалось, что договориться с профессионалами о цвете — дело очень сложное, поскольку цветовое восприятие индивидуально. «Вы сказали — синий, а он у каждого свой», — пояснили профессиональные художники.

В итоге решили  в цифровом варианте вывести эскизы, чтобы поиграть с цветом. «Сделайте смело, с полетом, — напутствует руководитель вуза. — Хотя надо у экономистов спросить — им в этом корпусе жить».

— Вот если вы нам отдадите пятый корпус — мы быстро все решим, — не теряются преподаватели.

Над факультетом дизайна завис дамоклов меч переезда. Дело в том, что факультет сейчас размещается в типовом здании детского сада. Этот садик в конце 1980-х построила для своих детей строительная компания, а когда началась перестройка, фирма предложила передать его на баланс Благовещенска. Город детсад не принял, а вуз, которым в то время руководил Борис Виноградов, взял здание и превратил в учебный  корпус. Сейчас же Благовещенск просит университет освободить помещение и передать здание в городскую собственность. 

11.20: разговор с дизайнерами

— Нам нужны большие площади под художественные мастерские, студенты у нас работают на мольбертах, они должны хорошо видеть натуру, — рассказывает об особенностях обучения творческих натур заведующая кафедрой дизайна Елена Коробий. — Должно быть панорамное освещение, мы работаем либо при локальной подсветке, либо при естественном  освещении. Скульптурные мастерские тоже должны быть просторными — требуется большая площадь, чтобы хранить работы. Процесс изготовления обычно продолжителен во времени, поэтому все вазы, фигуры и прочее ребята оставляют здесь и доделывают постепенно. 

Художественные мастерские на факультете дизайна — это как выставочные залы в миниатюре. Чего здесь только нет — живопись и батик, керамика и бумагопластика, гипсовые бюсты и торсы, копии необычных экземпляров дизайнерской мебели и макеты зданий. 

— Любая работа — это курсовой проект, а они должны храниться три года, — объясняют преподаватели. — Нам уже сейчас площадей не хватает, чтобы разместить все работы художников и дизайнеров. Нам хочется расширяться. Нам нужно пространство для экспозиций. Есть небольшой выставочный зал, где показываем лучшие образцы, но хочется, чтобы он был побольше!

«Последнее время у нас  уменьшилось число жалоб на предвзятое отношение преподавателей. Не знаю, с чем это связано — возможно, мы стали бережнее к студентам относиться». 

Гордость факультета — многотонная печь для обжига керамики, самая большая в городе. И главная головная боль в случае переезда. 

— Когда мы ее приобрели, делали экспертизу здания. На перекрытия ее ставить нельзя. Проложили несущие металлические конструкции, на которые установили печь, — рассказывает Елена Коробий. — Если сейчас вывозить печь, придется разбирать стену. Мы три года этот агрегат покупали и полтора года устанавливали. Проводили электричество специально. Боимся думать о том, что придется куда-то это все перевозить.

Возможный переезд — головная боль и для ректора.

— Мы готовим план эвакуации, хотя пока не понимаю, где мы всех вас  сможем разместить. Ну, допустим, закроем один из спортзалов, переведем туда керамистов. А остальные? Но вы пока не переживайте, — обращается Андрей Долиевич к приунывшим преподавателям. — Главное для нас сейчас — коллектив сохранить.

12.20: время обеда

Покидаем дизайнеров и  ненадолго расстаемся — мы едем в редакцию на обед, а Андрей Долиевич возвращается в свой рабочий кабинет, чтобы провести несколько встреч. Договариваемся, что встретимся в 14.00 на заседании приемной комиссии.

14.00: заседание приемной комиссии

В аудитории, где проходит совещание приемной комиссии, собрались деканы факультетов. Основная особенность приемной кампании-2014 — абитуриенты могут подать заявления не на три факультета, как раньше, а на три группы специальностей внутри факультета, поясняет ответственный  секретарь приемной комиссии АмГУ Ольга Шафранова.

— Может сложиться нелепая ситуация:  у нас останутся бюджетные места, и при этом ребята не смогут поступить, — предостерегает Ольга Шафранова.

— Давайте заключим джентльменское соглашение, — предлагает выход Андрей Плутенко. — Вы знаете, что я всегда поощряю конкуренцию между факультетами и направлениями подготовки. Но девиз этой приемной кампании — консолидация. Может так получиться, что студент напишет три заявления внутри одного факультета. В итоге к вам он может не попасть, но он не попадет и на тот факультет, где будет недобор. Два заявления на один факультет, одно — на другой, должно быть так.  Не затягивайте абитуриента только на свой факультет! Тогда и у него, и у нас будет свобода маневра.

— Что значит — договариваться? Мы же не можем отговаривать абитуриента, если он будет настаивать и проситься на один факультет? — спорят деканы.

— Не отговаривайте. Но хотя бы не затягивайте абитуриентов только на свои факультеты. Всем все зачтется, и добрые дела, и не очень добрые, — резюмирует Андрей Плутенко, оглядывая коллег. 

Еще одна новость приемной кампании — в АмГУ в этом году впервые начинает работать система «двойной диплом». Это означает, что  все желающие за время учебы могут получить второе высшее образование на платной основе. Отлицензировано 47 направлений, по которым можно получить второе высшее.  Сейчас в вузе даже рассматривают вариант выделить единый день для второго высшего. 

— Смотря сколько студентов пойдет на программы — если три человека, то никакого единого дня не будет, — опускает на землю разработчиков проекта Андрей Долиевич. И тут же интересуется: 

— А сколько дипломов может получить наш выпускник на выходе?

— Если он такой талантливый, то хоть все 47, — шутит проректор Александр Остапенко. — Но если смотреть реально — максимум четыре диплома, помимо основного. У нас разные программы, есть годичные, есть двухгодичные. Можно четыре годичных программы пройти — и пожалуйста.

15.00: идем к гуманитариям

Из главного корпуса по университетской территории идем в здание, где занимаются  гуманитарии.   

— У меня отец заканчивал этот вуз, когда это был еще филиал Хабаровского автодорожного института в 1960-е, — предается воспоминаниям Андрей Долиевич по дороге. — Потом я учился в этом вузе, с 1978 года. И мои сестры тоже. Жена окончила АмГУ дважды. Старший сын учился и получал диплом здесь, младший тоже сюда поступил, но потом перевелся в Москву в связи с нашим на тот момент переездом. Так что АмГУ для меня — это не просто место работы, это важная часть жизни,  второй дом.

15.10: подготовка к открытию Центра древней истории

В гуманитарном корпусе заведующий кафедрой религиоведения, доктор философских наук, профессор Андрей Забияко сразу повел ректора в музейный зал, где должны были открыть российско-китайский научно-исследовательский Центр древней истории культур и народов Амура.

— Центр будет заниматься изучением истории древнего заселения территории Дальнего Востока, перемещения разных этнических групп по этой огромной территории с древнейших эпох, — рассказывает Андрей Павлович.

Ученые обсудили предстоящий визит археолога с мировым именем, директора института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анатолия Деревянко и предстоящую командировку в КНР, чтобы договориться с китайскими вузами о совместных исследованиях.

15.45: в экспериментальной лаборатории

В лаборатории электроискрового легирования все искрило и сверкало — декан инженерно-физического факультета Аркадий Козырь демонстрировал процесс упрочнения материалов.  

— Покрытия создаем, чтобы повысить стойкость титана к износу, чтобы он в узлах и агрегатах, в космических аппаратах выдерживал большие нагрузки, — пояснил  Аркадий Козырь.

— Роскосмос нам нашел партнера, это ЦНИИмаш, один из центральных НИИ, который работает с Роскосмосом. Мы заключили договор о сотрудничестве, — добавляет ректор АмГУ. — Направили им, какими научными темами мы можем заниматься. У нас еще есть лаборатория космического материаловедения, которая разрабатывает тематику с герметичными вводами в космических аппаратах, с солнечными батареями. А здесь у нас ведутся работы по упрочнению  узлов и деталей, сделанных из титана и титановых сплавов. Надеемся, что мы заключим конкретные договоры, на конкретную научную тематику.

Небольшая по размерам установка легирования на  маленьких образцах позволяет проводить эксперименты, определять режимы, условия, а также писать научные работы, защищать диссертации. С ЦНИИмаш вуз планирует согласовать технические задания. «Они скажут, какие металлы их интересуют. Пока мы им предложили четыре темы, по которым мы можем работать уже сегодня, и несколько перспективных»,  — добавляет Андрей Долиевич.   

16.00: прием по личным вопросам

Возвращаемся в кабинет ректора, где вот-вот начнется прием по личным вопросам. «Как же я буду проводить личный прием в присутствии журналистов? — сомневается Андрей Долиевич. — А вдруг у кого-то действительно личный вопрос?» Договариваемся, что, если разговор будет носить секретный характер, пресса скоротает время в приемной за чашкой кофе.

— Я в подвешенном состоянии. Мне нужно ехать защищать диссертацию, и хотелось бы делать это не в статусе домохозяйки, — излагает свою проблему первая посетительница, пришедшая с просьбой о трудоустройстве.  

— Когда у вас защита?

— 27 июня в Кемерове.

— Билеты куплены? Авторефераты разосланы? — уточняет со знанием дела ректор.

— Да, все готово.

— Хорошо, с завтрашнего дня оформляйтесь, мы вас трудоустроим, сейчас для вас нагрузки нет, но после того как закончим внебюджетный набор, посмотрим, возможно, будут вакансии.

— А дорогу мне оплатят? — не теряется повеселевшая без пяти минут сотрудница АмГУ.

— Чем можем — поможем, — обнадеживает  ректор.

Следом заходит молодой преподаватель факультета дизайна, работает в АмГУ первый год. Просит помочь с решением жилищной проблемы — выделить общежитие.

— Ребенку шесть лет, ему скоро в школу, а у нас нет городской прописки. 16 тысяч платим за съемную квартиру.

— Есть правило, которое я не хочу нарушать — эти вопросы решает жилищная комиссия, а председатель профкома сейчас в отпуске. Поэтому давайте дождемся ее возвращения. Думаю, этот вопрос будет решен положительно. А вы долго собираетесь у нас работать?

— Да, мне  здесь все нравится!

Следом идет студентка из числа детей-сирот. Девушка  оканчивает вуз, пишет диплом. Пришла со своей бедой — по окончании вуза сиротам положены подъемные в размере 100 тысяч рублей. Но студентка  в свое время окончила колледж и уже получала подъемные — порядка 30 тысяч. Сумма другая, но льгота уже использована.

— Я уже и в прокуратуру обращалась, — говорит будущий юрист. — Но мне сказали, что только вы можете помочь.

— Как экзамены сдаете?

— На пять! — улыбается девушка.

— Думаю, найдем способ помочь, напишите заявление на материальную помощь. Диплом тоже защитите на отлично?

— Надеюсь! — девушка уже сияет.

Заходили преподаватели АмГУ со стажем и со своим  ворохом проблем, касавшихся учебного процесса, защиты студентами дипломов и курсовых работ, учебных практик и даже межличностных отношений.   

— В этом году я задумала выставку, — говорит художник, преподаватель факультета дизайна Наталья Саяпина. — Но это финансово трудно, и самое затратное — оформление работ в багетные рамки.

— Хорошо, мы вам поможем, а вы, когда закончится выставка, подарите одну работу университету. 

Однако художница пришла с подарком уже сейчас — вручила главе вуза эскиз маслом, созданный во время сплава на байдарках. 

— Замечательно, спасибо! Успехов вам, приглашайте на выставку!

Директор Биробиджанского филиала АмГУ Артур Амелин рассказал, как работает дочерняя структура вуза в ЕАО, обсудил с ректором процесс защиты и выдачи дипломов выпускникам филиала. Это был последний визит на тот день.

17.20: завершающее интервью

Настало время для завершающих вопросов

— Андрей Долиевич, каким был для вас сегодняшний день?

— Он обычный, четверг всегда стоит особняком. Первый четверг каждого месяца у нас ученые советы, поэтому у всех деканов и заведующих кафедрами в этот день с 14 до 16 нет занятий. И мы под четверг подгадываем все совещания, сегодня, например, у нас была приемная комиссия. Четверг — день встреч с деканами в разных форматах.  

— Сегодня на личный прием к вам шли люди с самыми разными проблемами. С кем труднее — со студентами или с преподавателями?

— После сессии труднее со студентами, конечно. Хотя последнее время у нас уменьшилось число жалоб на предвзятое отношение преподавателей. Не знаю, с чем это связано, — возможно, мы стали бережнее к студентам относиться.

— Что вас волнует в последнее время?

— Почему-то сложился стереотип, что АмГУ выпускает только экономистов и юристов. Это не так, у нас учатся и будущие энергетики, и специалисты космической отрасли. У нас много перспективных проектов. Например, наша кафедра геологии заявила золотоносный объект, и надеемся, что Роснедра включат его в план геолого-разведочных работ.  Объект прошел экспертизу в Хабаровске, и мы надеемся получить задание от государства на его разведку. Мы купили хороший буровой станок, другое оборудование. Разведкой недр мы пока не занимались, сейчас впервые начнем.  Надеемся, это будет интересно государству.

«Только не делайте из меня героя, — прощаясь с журналистами, просит ректор. — Пусть героем будет наш университет!» Мы возвращаемся в редакцию, а рабочий день ректора закончится тем же, с чего начался, — работой с документами, гора которых за день снова выросла на его рабочем столе.