• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

Как заметила после процесса адвокат обвиняемого Елена Андрейченко-Митр, на ее взгляд, следствие по делу было тенденциозным и направленным. При этом она отметила «очень справедливый подход в отношении многих моментов, признаков и обстоятельств» уголовного дела, которые при рассмотрении судом были объективно отсечены. Так, Виктору Александровичу инкриминировали четыре должностных преступления, два из которых расценивались как тяжкие. Однако в процессе судебных разбирательств действия обвиняемого были переквалифицированы с преступлений средней тяжести на преступления небольшой тяжести. Что касается самого Виктора Бухты, он от комментариев СМИ отказался.

После заседания суда осталось непонятным: кто же все-таки вернет государству те самые 2 миллиона 700 тысяч ущерба? Этот вопрос повис в воздухе.

Прокурор требовал 3,5 года заключения

Напомним, Виктор Бухта попал в оперативную разработку из-за «черной кассы». Речь о так называемом резервном фонде материального обеспечения, из которого сотрудникам ведомства выплачивались материальная помощь и премии. Как выяснилось, не всегда законно. Часть налички, возвращенной подчиненными в резервный фонд, использовалась на нужды управления — на них покупали новую мебель, кондиционеры в кабинеты. Но весомая часть уходила на подарки различным должностным лицам, в том числе и высокопоставленным, на встречи разных делегаций, а также на рабочие поездки за рубеж — оплату билетов, таможенных сборов и виз, презенты для принимающей стороны. Во время следствия уголовное дело обросло новыми эпизодами, общая сумма ущерба выросла до 2 миллионов 700 тысяч рублей.

Военный прокурор настаивал на реальном сроке — три с половиной года с отбыванием в колонии общего режима. Также обвинение требовало лишить его ордена Почета. Однако в ходе судебных разбирательств ряд обвинений к полковнику Бухте был снят за недоказанностью или необоснованностью, а потерпевшие сотрудники МЧС, которые выдвигали материальные претензии к своему бывшему руководителю, вообще не признаны потерпевшими.

Потерпевших нет

Их по делу проходило 11 человек — сотрудников ведомства, которые в течение ряда лет по несколько раз сдавали в резервный фонд по 30 — 60 тысяч рублей, то есть половину или больше поступившей к ним на банковские карты материальной помощи или премиальных. Конкретную сумму — кому сколько надо вернуть наличными — Виктор Бухта указывал на стикерах, прикрепленных к подписанным им приказам.

Сам факт получения материальной помощи за счет государства далеко не всегда имел под собой законные основания. Подчиненные (это были сотрудники служб материально-технического оснащения, финансово-экономического управления и кадров) об этом знали. И, как говорится, пользовались моментом. При этом, если кому-то из сотрудников МЧС реально требовалась помощь (ребенок сильно заболел или умер кто-то из родственников), от него обязательно требовали оправдательные документы. И суммы финансовой помощи были ниже.

Среди сотрудников были такие, кто отказался участвовать в незаконной финансовой схеме. И никаких мер воздействия после этого к ним не принималось.

По словам обвиняемого и свидетелей, порочная практика сложилась еще при прежнем руководстве регионального управления МЧС. Виктор Бухта ее продолжил. При этом доказано, что ни на кого из подчиненных он не давил. Среди сотрудников были такие, кто отказался участвовать в незаконной финансовой схеме. И никаких мер воздействия после этого со стороны Виктора Александровича к ним не принималось. Эти люди поднимались по служебной лестнице, их портреты висели на Доске почета. В результате суд пришел к выводу, что потерпевшие таковыми не являются. Виктор Бухта не был признан виновным в поборах с подчиненных. Арест, наложенный судом на принадлежащий ему земельный участок площадью 1 500 квадратных метров в Благовещенском районе и вторую квартиру на улице Ленина в областном центре, суд отменил.

Ущерб скостили из-за срока давности

Расследование по делу продолжалось почти семь месяцев и приросло новыми эпизодами. Были вскрыты, в частности, махинации с воинскими перевозочными документами. А именно нелицеприятный факт с отправкой по железной дороге из Благовещенска в Москву 20-тонного контейнера, где находился спортивный автомобиль марки Nissan Skyline, принадлежащий сыну Виктора Бухты.

Все это за государственный счет. В результате бюджет МЧС России, по версии следствия, потерял почти 70 тысяч рублей, а бывший сотрудник МЧС — льготное право на бесплатную перевозку личных вещей к новому месту жительства. В действительности семья не собиралась уезжать из Благовещенска.

Служебный подлог был вторым криминальным эпизодом в этом резонансном деле. И хотя Виктор Бухта не признал свою вину, он был доказан. За что бывшего высокого государственного служащего приговорили к штрафу в размере 10 тысяч рублей в пользу государства. Однако этот штраф был судом аннулирован, так как за время следствия срок давности по обвинению в служебном подлоге вышел.

Главная интрига

Еще один немаловажный факт: не только Виктор Бухта, но и другие должностные лица ГУ МЧС России по Амурской области распоряжались так называемой черной кассой. Кто-то из них уволился после громкого скандала по собственному желанию, а кто-то до сих пор занимает высокие должности.

Между тем на процессе в Благовещенском гарнизонном военном суде была озвучена конкретная фамилия, кого сам Виктор Бухта обвиняет в похищении из резервного фонда амурского главка МЧС полутора миллионов рублей. На сегодняшний день доказано, что сам Виктор Александрович к исчезновению этих денег не причастен. А кто тогда причастен? Это осталось главной интригой резонансного процесса.

Не исключено, что уголовно дело по амурскому МЧС может получить продолжение. Благовещенским гарнизонным военным судом вынесено частное постановление. Там сказано, что с целью возмещения причиненного государству ущерба и недопущения впредь нарушений в сфере выплаты довольствия сотрудникам ведомства, в частности материальной помощи и премий суд признал необходимым обратить внимание на уставленные в ходе судебного следствия обстоятельства начальника ДВРЦ МЧС.

После заседания суда осталось непонятным: кто же все-таки вернет государству те самые 2 миллиона 700 тысяч ущерба? Этот вопрос повис в воздухе.

Между тем вынесенное ранее в отношении Виктора Бухты решение в виде подписки о невыезде суд оставил без изменения до вступления приговора в законную силу.

Кстати:

Виктор Бухта сейчас на пенсии, воспитывает малолетних детей, одному из которых нет и года. Наряду с правительственными наградами это стало одним их смягчающих обстоятельств.