Когда журналисты «Амурской правды» предложили мне необычный эксперимент — на неделю отказаться от социальных сетей, — я не раздумывая согласился. Захотелось проверить себя: так уж я зависим от них? Написал в Facebook, что начинаю эксперимент, и прекратил заходить в соцсети. На телефоне выскакивали сообщения о новых оценках и комментариях, но я их не читал. Держался.

Когда мне было важно что-то сообщить СМИ (как, например, про студентку Донбасского государственного педагогического университета, которая хочет перевестись в БГПУ, спасаясь от войны), я просил свою жену написать об этом. Коллеги на работе отнеслись к моему решению с юмором, спрашивали, «нет ли ломки»? Я держался и анализировал ситуацию.

У меня есть учетные записи практически во всех популярных социальных сетях — Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники», Instagram, Twitter, Foursquare, Google+. Я активно пользуюсь мессенджерами типа WhatsApp, Viber, Google Hangouts, Skype и даже экзотическим китайским WeChat.

Уважаемые читатели, родившиеся после 1980 года, признайтесь хотя бы себе — большинство из вас, и особенно ваших детей, подвержены интернет-аддикции (зависимости). Проверяете ли вы свой аккаунт в социальной сети за завтраком, обедом и ужином? Утром на работе, включая компьютер? В автобусе по дороге домой? В кровати перед сном? Люди настолько привыкли постоянно быть на связи, что не выпускают телефон из рук на работе, в ресторане, даже на свидании. Вы с радостью читаете знак Free Wi-Fi в кафе. В современной науке даже ввели специальный термин — second screen (второй экран) для обозначения ситуации, когда человек смотрит телевизор или кино и одновременно читает новости с экрана смартфона или ведет переписку с друзьями.      

749

друзей в Facebook, в Twitter на меня подписаны 737 пользователей.

Современный формат подачи информации в интернете подталкивает вас пользоваться социальными сетями. Например, доступ ко всем функциям сайта (взять хотя бы возможность оставлять свои комментарии к статье) возможен только после регистрации. Вместо трудоемкой процедуры регистрации вы можете просто ввести данные своей учетной записи из популярной социальной сети. Практически любой новостью в интернете можно поделиться — вы становитесь сам себе журналистом: вы формируете контент на своей странице, у вас появляются постоянные читатели.      

Опасной ситуация становится тогда, когда вы перестаете стремиться к живому общению, полностью довольствуясь виртуальным. В Китае, да и в России, часто наблюдаю:   парочки влюбленных сидят за столиком, уткнувшись каждый в свой телефон, практически не разговаривая. У молодых людей пропадает опыт общения с живыми людьми, они стесняются выразить свои мысли и эмоции в реальной жизни. Им трудно заменить привычный смайлик естественной улыбкой. Недаром многие кафе в Европе уже зазывают посетителей надписью «У нас нет Wi-Fi». Я читал, что в Бразилии в одном баре выдают специальные бокалы с выемкой на дне. Такие бокалы можно поставить только на сотовый телефон, тем самым исключив возможность их использования во время трапезы.       

Не могу сказать, что я особо зависим от интернет-общения. На работе и в свободное время я общаюсь с друзьями и коллегами, провожу время с семьей, воспитываю двух дочерей. Читаю публичные лекции или выступаю на конференциях. Но должен признаться, что у меня есть учетные записи практически во всех популярных социальных сетях — Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники», Instagram, Twitter, Foursquare, Google+. Я активно пользуюсь мессенджерами типа WhatsApp, Viber, Google Hangouts, Skype и даже экзотическим китайским WeChat. Зачем мне их столько? Я рассматриваю социальные сети как удобный инструмент получения и обмена информацией.

Например, в Twitter на меня подписаны 737 пользователей, в Facebook  у меня 749 друзей.  Причем это не обязательно отдельные люди, это могут быть информационные агентства или газеты. Если мне необходимо в кратчайшие сроки известить максимальное количество людей о каком-либо мероприятии или достижении, связанном с моей профессиональной деятельностью, я использую данный социальный инструмент. Основное преимущество социальной сети — это громадный охват аудитории: стоит одному из моих друзей лайкнуть мою запись, это увидят все его друзья, то есть новость будет расходиться по сети молниеносно, охватывая все новые и новые группы пользователей. Это просто находка для любой пресс-службы или информационного агентства. Именно поэтому у любых современных СМИ есть свой аккаунт как минимум в одной социальной сети. 

Ну а мессенджеры просто позволяют экономить деньги. Сейчас все современные смартфоны поддерживают возможность использования подобных программ — общение посредством архаичных и дорогих СМС и ММС уходит в прошлое. WeChat я использую исключительно для работы — общаюсь с китайскими партнерами, практически у каждого из них установлена на телефоне эта программа. Viber позволяет звонить с телефона на телефон бесплатно при условии подключения к интернету.           

Некоторые сложности возникают при командировках в Китай, где Facebook, Twitter и YouTube заблокированы. Но если очень хочется, то можно. Есть такая технология — VPN. Не буду вдаваться в подробности, но она позволяет обходить интернет-фильтры. Я приобрел себе годовую подписку за 340 рублей и теперь могу пользоваться привычными соцсетями даже из-за границы.

ВЫВОД: социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Они помогают нам избежать информационного вакуума. Главное, не забывать, что мы люди, а не машины — общайтесь с друзьями, дарите цветы любимым, гуляйте с детьми, хорошо выполняйте свою работу, занимайтесь спортом. В общем, все хорошо в меру.

ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Николай Кухаренко: «Спасибо, что вылечили»

—Я начал свой эксперимент в ночь со вторника на среду и, честно признаюсь,  продержался до ночи воскресенья. Обычно каждый  день я начинаю с того, что проверяю странички в соцсетях: протер глаза, взял телефон с тумбочки, открыл браузер... В течение дня по нескольку раз захожу в сеть — проверить странички или запостить что-нибудь — это может быть как важная информация о вузе, так и ссылка на научную статью или просто забавная фотография.

Активнее всего я пользуюсь Фейсбуком и Твиттером. Часто захожу в соцсети за завтраком, обедом или за чаем — в одной руке кружка, в другой — телефон. Стараюсь проверить аккаунты, когда выдается свободная минута. Не могу сказать, что у меня была сильная «ломка» в первые дни эксперимента. Первое время ни на Фейсбук, ни в Твиттер даже не тянуло — читал новости, которые обычно узнаю из новостной ленты, на других сайтах. Неодолимая тяга проверить, что же все-таки мне пишут, возникла уже ближе к концу. На телефон регулярно приходили уведомления о новых ретвитах и комментариях — за время моего отсутствия на фейсбуке набралось больше 25 комментариев к моим постам. Я вышел на фейсбук сразу же после окончания эксперимента — в ночь на понедельник, после полуночи.

Могу сказать, что за пять дней, проведенных вне социальных сетей, я пересмотрел свое отношение к ним — сейчас стараюсь реже выходить в интернет, отписался от некоторых сообществ, оставив в своей новостной ленте только самые необходимые. У меня стало больше свободного времени — примерно на час-полтора каждый день.

Я окунулся с головой в работу, не отвлекаясь на чужие посты и твиты. Наконец-то сделал важное дело, которое давно откладывал, — написал письмо китайским партнерам. Для этого нужно было скомпилировать много материалов, перевести большой объем текста. Дома я стал больше времени проводить с семьей — дольше гулял с ребенком, больше помогал по дому. Сейчас стараюсь, когда завтракаю или ужинаю дома, не брать в руки телефон  — семья очень довольна.

Думаю, зависимость от соцсетей возникает в том числе и потому, что современные люди привыкли потреблять огромное количество информации. Это как человек, который привык много есть, — ему сложно отказаться от этой привычки. Люди стараются утолить этот информационный голод любой ценой — пусть даже за счет информационного шлака. 

«Амурская правда»: доставляем новости в любую соцсеть!

Ищи нас в Вконтакте, Фейсбук, Твиттере, Одноклассниках здесь и здесь и Инстаграме!