Фото: Павел КозменчукФото: Павел Козменчук

Байкало-Амурская магистраль пересекает несколько крупнейших горных хребтов, поэтому, чтобы проложить железную дорогу, строителям пришлось делать глубокие выемки в скале, строить прижимы рядом с реками. Здесь на помощь механизаторам, которые отсыпали земполотно, приходили взрывники. Они бурили скважины в скале, закладывали туда взрывчатые вещества и производили взрывы. Только так нужно было покорять не только горы, но вечномерзлые грунты. За годы строительства БАМа было взорвано более 90 миллионов кубометров скалы, пробурено около 300 километров скважин. Ветераны вспоминают, как им приходилось в 50-градусный мороз работать и днем, и ночью.

— Для взрывников самое загруженное и тяжелое время — это зимние месяцы, когда ни механизаторы, ни мостовики, ни строители водопропускных труб не могут взять и кубометра грунта без взрыва, — рассказывает ветеран БАМа, пресс-секретарь группы компаний «Взрывпром» Иван Шестак. — Были случаи, когда взрывники частично не обеспечивали механизаторов грунтом в полной мере, но бурильщики старились сразу же исправить положение.

Спустя десятилетия ветераны с ностальгией вспоминают свои буровые станки, которые первыми отправились покорять БАМ.

— Конечно, поначалу было страшно. Мы же, бывало, взбирались на гору на несколько сот метров. Бульдозеристы нам обеспечат небольшую площадку, а дальше здесь уже приходилось лавировать. Малейшая оплошность и можно было полететь с горы вниз, — вспоминает ветеран «Бамтрансвзрывпром» Дмитрий Герег. — Приятно, что вспомнили нашу первую технику и установили в Тынде буровой станок БТС-150, это был наш кормилец.

БТС-150, который сегодня занял свое почетное место в поселке взрывников, работал на стройках более 20 лет, с марта 1975 года. Буровой станок сохранили на базе «Взрывпрома», а перед юбилеем БАМа решили выставить на обозрение и оставить потомкам как память о бамовской технике.