Оранжевые серьги для коров повысят гражданскую ответственность у людей. Фото: Андрей АнохинОранжевые серьги для коров повысят гражданскую ответственность у людей. Фото: Андрей Анохин

Чебурашка серой масти — корова с характером. Впрочем, ее имя теперь имеет значение только для сердобольной хозяйки. Согласно новому федеральному законодательству, теперь по всем официальным документам животное проходит по личному номеру. Вместо паспорта — ярко-оранжевая серьга в ухе, на которой черные цифры. Больше ни с кем не перепутаешь. В Белогорском районе в числе первых поголовное биркование завершили села Лохвицы и Савельевка. В течение недели новые данные получили 326 коров.

— Бирка прикрепляется в одно движение. Специальным прибором  пробивается ухо и фиксируется бирка. Крови нет, все очень быстро, удобно и практически безболезненно, — делится заведующая местным ветеринарным участком Татьяна Катюнина. — Мы больше договариваемся. Животные с утра в стаде, на выпасе, поэтому стараемся работать днем, во время обеденного перерыва. Хозяева пригоняют животных на дойку, и мы начинаем ходить по дворам.

117

тысяч  коров, свиней, коз и овец содержат амурчане на личных подворьях, по данным   регионального минсельхоза. В ближайшее время каждое животное получит бирку или чип с индивидуальным порядковым номером

Как говорят специалисты, раньше такая процедура была добровольной. Теперь обязательному биркованию или чипированию подлежат все домашние животные, начиная с коров, лошадей и заканчивая козами и поросятами.

— Биркование или чипирование осуществляется бесплатно, но владельцу придется уплатить стоимость самой бирки или чипа — изделия заводские, доставляются к нам из Новосибирска. Это, соответственно, 50 и 425 рублей — цена фиксированная по всей Амурской области, — отметил начальник отдела сельского хозяйства Олег Бондарь.  

Если бирка крепится на ухе, то чипы вживляются под холку. Считать информацию с него можно специальным сканером на расстоянии вытянутой руки. Ввиду дороговизны чипов, амурчане предпочитают для своих животных пластиковые бирки. Отказников или попыток противодействия ветеринарам не встречается. Люди относятся с пониманием.

— Если закон такой, то какой смысл сопротивляться? Надо так надо, тем более от нас почти ничего не потребуется, — рассуждает хозяйка серой Чебурашки Ольга Алексюк. — У меня пять коров, я за ними слежу, но ведь есть разные люди. Отпустят ее пастись, она в огород чужой зайдет, потому начинается выяснение — чью корову там видели. К нам уже никаких претензий и сердце спокойно.

По словам главы Лохвицкого сельсовета Владимира Могунова, потравы полей и огородов домашним скотом уже много лет являются головной болью для всех. Доказать, чья корова нанесла урон, до последнего времени было крайне сложно.

— Все видели, а хозяин животного упирается: «Не мое!» Конечно, мы продолжаем работу, но она отнимает массу времени сил. Сейчас будет гораздо проще. Мы всех уведомили о недопущении подобного бродяжничества. Если поступит сигнал или жалоба, то оперативно прибываем, делаем снимок на цифровой фотоаппарат и прикладываем его к делу. Бирка с номером — наилучшее доказательство вины того или иного владельца коровы, — отмечает Владимир Александрович. — Я думаю, что мы сможем наблюдать повышение уровня гражданской ответственности и конфликтов между соседями станет меньше. То же касается ветеринарного законодательства.

— Для нас уже не будет никаких Манек или Дунек. Все коровы занесены в специальный журнал под порядковым номером. Мы раз в полгода берем анализы на бруцеллез, туберкулез и так далее и хорошо видим, где, кто и чем болеет, — добавляет заведующая ветпунктом. — Уже не нужно гадать по пятнам на шкуре животного. То есть ветеринарный контроль улучшается.

Порядок биркования:

— хозяин скота пишет в местный ветучасток заявление о регистрации животных в течение двух месяцев с момента их рождения;

— в случае покупки или перевозки скота заявление пишется в течение трех дней с момента смены места пребывания;

— в течение двух рабочих дней после получения заявления ветеринар биркует или чипирует животное;

— хозяину выдается уведомление о регистрации домашнего скота, оформленное на бланке;

— заявление о снятии животного с регистрации в случае его убоя или падежа должно быть подано в течение трех дней;

— если животное вывозится на территорию другого ветучастка или меняется владелец, заявление должно быть подано не позднее семи дней со дня убытия или смены владельца.

 Бродячий скот —   беда села

— Бродячий скот в селах нашего района уже много лет вызывает множество вопросов, но в последнее время ситуация еще больше обострилась, — говорит  глава Белогорского района Денис Инюточкин. — Дело в том, что сельхозтоваропроизводители продолжают осваивать залежные земли, посевные площади подошли вплотную к населенным пунктам. Естественно, все бродячие коровы идут туда пастись. Дело доходит до скандалов, стороны выясняют отношения, конфликтуют. Люди угрожают начать отстрел бесхозного скота. Биркование помогает идентифицировать каждую корову и привлечь хозяина к ответственности. На корове ведь не написано, чья она. А так — один штраф, второй штраф, а на третий раз человек уже задумается — стоит ли бездумно отпускать животное?

3-5

тысяч рублей — штраф за бесконтрольное гуляние коров по селу

Биркование и чипирование благодаря федеральному законодательству стало обязательной процедурой, поэтому никто в стороне не останется. Показательный момент: главы Успеновского и Лохвицкого сельсоветов настолько устали от вышеперечисленных проблем, что решили закупить бирки за счет собственных бюджетов. Работа по регистрации скота на этих территориях уже закончена.

Также массу вопросов обнажило прошлогоднее наводнение. Когда в районе пошли считать скот в подтопляемых селах, то выяснилось, что в подомовой книге записано 10 коров, а по факту их все 100. Потом люди приходят за выплатами, компенсациями, просят помочь с кормами. Трудно понять, насколько они реально имеют право на оказание помощи. Также бесхозные животные приносят массу бед во время эпидемий болезней животных. Кто его знает — откуда прибыла та или иная корова. В итоге приходится вырезать животных по всему селу.

Поголовье  в личных хозяйствах

56 тысяч голов — крупный рогатый скот

41,5 тысячи — свиньи

20,5  — козы и овцы