Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году по инициативе лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — ради мира во всем мире. Ее главная цель в соответствии с принятым тогда же уставом — «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии». В числе первых членов ООН — 51 страна. Первые государства-участники представляли преимущественно Северную и Южную Америку и Европу. В течение почти 70 лет существования число участников ООН постоянно росло: сначала за счет деколонизации, а затем из-за распада ряда стран Восточной Европы. Сейчас в ООН состоят 193 государства.

1945

год официально считается годом учреждения ООН

Сейчас на страже международного мира стоят Генеральная Ассамблея ООН и Совет безопасности. Главным директивным, совещательным и представительным органом является Генассамблея, на заседания которой (ежегодно с сентября по декабрь) собираются представители всех стран-участниц. Ассамблея — это форум, который координирует международное сотрудничество в различных сферах, вырабатывает рекомендации по решению главных мировых проблем, раз в пять лет по рекомендации Совбеза избирает генсека организации и т. д. В ее составе работают шесть главных комитетов по различным направлениям: от проверки полномочий представителей ООН до политических и социальных вопросов. Именно на этой мировой площадке каждая страна-участница может высказать свою позицию по той или иной мировой проблеме — от ущемления прав человека до нехватки воды в Африке.

Правда, эта позиция в лучшем случае сможет повлиять на резолюцию Генассамблеи, но вряд ли на саму обсуждаемую проблему, так как решения Ассамблеи не обязательны к исполнению и носят скорее рекомендательный характер.

Гораздо шире полномочия у Совбеза ООН, куда входят пять постоянных членов (США, Франция, КНР, Россия и Великобритания) и десять непостоянных, которые избираются в Совет раз в два года. В состав постоянных членов вошли страны — основательницы ООН. Кроме того, он обусловлен распределением сил на международной арене на момент создания ООН. Каждая из стран большой пятерки обладает правом вето, в случае использования которого блокируется принятие Советом резолюции.

Именно на этой мировой площадке каждая страна-участница может высказать свою позицию по мировой проблеме — от ущемления прав человека до нехватки воды в Африке.

Совбез несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, то есть основной предмет его забот — возникающие в мире военные конфликты и способы их разрешения. Когда экономические и политические средства по мирному решению проблемы не срабатывают (что случается довольно часто), Совбез вправе прибегнуть к крайним мерам, а именно санкционировать применение силы. Это ввод миротворцев (контингента, разъединяющего конфликтующие стороны) или развертывание действий по военному принуждению к миру (силовое вмешательство в ситуацию). И если первая мера предполагает согласие страны на проведение миротворческой операции, то вторая может осуществляться и безсогласия участников конфликта. При этом резолюции Совбеза обязательны для исполнения всеми членами ООН.

На какие деньги

Миротворческий контингент и вооружение для операций ООН предоставляют страны — участницы организации. Военные миссии финансируются из сумм обязательных взносов членов ООН. Часть средств идет на компенсацию расходов странам — участницам операции. В целом ООН существует на деньги ее членов. Бюджет формируется на два года, его доходную часть составляют регулярные взносы участников, размер которых рассчитывают исходя из платежеспособности страны (учитывают, в частности, величину ВНП на душу населения). Сумма взноса каждого государства исчисляется в процентах от общих расходов организации. Так, самый крупный в процентном соотношении ежегодный взнос у США — 22 процента от всего бюджета ООН, или более 618,4 миллиона долларов. Однако Штаты имеют большую задолженность по выплатам: например, за прошлый год США перечислили ООН  59,8 миллиона долларов, поэтому невыплата взносов США стала главной финансовой проблемой организации. Сумма взноса России — 68,5 миллиона долларов, или 2,4 процента от бюджета ООН. В этом году из-за сокращения финансирования ООН впервые за всю историю ее существования пришлось урезать штат на 200 человек.

Прошляпили корейскую войну

60

тысяч человек — примерное количество сотрудников ООН, работающих по всему миру

На бумаге основные принципы работы ООН выглядят весьма привлекательно — на деле, как это обычно бывает, многие из них не работают. С момента образования ООН стала ареной для политических интриг с целью продвижения национальных интересов, главными игроками на которой на тот момент были США и СССР. Но силы капиталистического лагеря в этом противостоянии явно перевешивали. В числе первых членов ООН были 19 латиноамериканских стран, ориентировавшихся в то время на политику Вашингтона. У СССР союзников было гораздо меньше. Расстановка сил изменилась в 1971 году с приходом в Совет КНР, которая также начала диктовать свои интересы.

Однако «голосовать ногами» против инициатив США оказалось малоэффективно и даже опасно. Так, всего одно заседание Совбеза в июне 1950 года, пропущенное советским послом в ООН, обернулось корейской войной. Представитель СССР бойкотировал его в знак протеста против того, что КНР не предоставили место в Совете, в это время другие члены Совбеза во главе с США приняли решение придать воинским контингентам разных стран, воевавшим в корейской гражданской войне на стороне Сеула, статус войск ООН. Спустя несколько дней представитель СССР вернулся в Совбез и наложил вето на дальнейшие действия. С тех пор именно право вето, принадлежащее исключительно членам «Большой пятерки», принимающим ключевые решения, позволяет избежать повторения подобных ситуаций. Вместе с тем это же право фактически парализует работу Совета, который, из-за противоречий между его участниками, часто не может прийти к единому мнению. Зачастую и Совбезу, и Ассамблее своими решениями удается повлиять лишь на общественное мнение, но не на проблемную ситуацию.

В первые годы существования ООН свое право вето чаще использовал СССР, препятствуя приему в организацию прозападно настроенных стран. Америка начала активно накладывать вето на невыгодные для нее решения с 70-х годов, в дальнейшем прибегая к нему все чаще. Часто это касалось политики Израиля в отношении прав человека и осуждения захвата им арабских земель. Обязательные к исполнению резолюции Совбеза для некоторых оказались совсем необязательными. Так, в 1967 году Израиль проигнорировал решение ООН о выводе израильских войск с оккупированных арабских территорий. В этом же году США наложили вето на решение Совбеза о принудительном выводе израильского контингента.

Санкции, которые принимает Совбез ООН, — для слабых, России они не касаются.

Советский Союз тоже не пренебрегал законным правом вето для продвижения своих интересов. В 1980 советские войска вторглись в Афганистан, следом за этим СССР наложил вето на резолюцию Совета с осуждением агрессии. Этой весной России снова пришлось прибегнуть к этому праву — российский посол Виталий Чуркин блокировал в Совбезе резолюцию по признанию нелегитимным референдума в Крыме. И, несмотря на то, что документ все-таки был принят на Генассамблее большинством стран-участниц (за него отдали 100 голосов), существенных последствий России это не принесло. «Санкции, которые принимает Совбез ООН, — для слабых», — считает заведующий кафедрой Всемирной истории историко-филологического факультета БГПУ  Алексей Донченко, объясняя, что члены «Большой пятерки» всегда могут наложить вето на любые санкции, выдвигаемые в отношении их. 

Миротворцы или мифотворцы

Миротворческие операции ООН, которых за всю историю было уже больше 60, у политологов, историков и журналистов вызывают множество нареканий. Многие миссии эксперты признают неэффективными. Так, миссия ООН, размещенная в Ливане, на Синайском полуострове и Голанских высотах, после первой арабо-израильской войны не предотвратила ни одну из последующих войн (1956, 1967, 1973, 1982 годов). Контингент ООН на Кипре, разделяющий турок и греков, не предотвратил войну 1974 года и фактический распад страны. Военные силы в Анголе, действующие с 1991 года, были выведены из страны в 1998 году в связи с возобновлением гражданской войны, которую миссия призвана была предотвратить.

Вместе с тем нельзя списывать со счетов и успешные операции — такие как «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракской оккупации. «Мы способны сделать то, что не способны сделать другие, но мы не можем дать гарантии, что наша деятельность завершится успехом», — подчеркивается на официальном сайте ООН. Помимо миротворческих операций, ООН ведет широкую деятельность по борьбе с нищетой, голодом, оказывает гуманитарную помощь беднейшим странам.

Все страны равны, а некоторые — все же равнее 

5,5

млрд долларов составил бюджет ООН на 2014–2015 годы — это на один процент меньше, чем бюджет прошлого периода

Первые призывы реформировать ООН зазвучали еще в 1945 году, до принятия ее устава. Главным предметом недовольства ряда государств стало право вето, которое в условиях всеобщего равенства ставило страны «Большой пятерки» в привилегированное положение. Получалось, что все страны равны, а некоторые — все же равнее. Чтобы уравновесить положение, сторонники реформ предлагали совсем отказаться от этого права. Кроме этого, звучали предложения сузить сферу применения права вето, исключив из юрисдикции Совета часть международных конфликтов. Первая атака на «священную корову», как, впрочем, и все последующие, была отбита, и устав был утвержден в том виде, в каком и планировалось. Несмотря на это, предложения реформировать Совбез продолжали и продолжают поступать с завидной регулярностью. Помимо права вето, они касаются перераспределения полномочий в пользу Генассамблеи и расширения состава Совбеза.

Сейчас вопрос реформ приобретает все большую актуальность — некоторые развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, вышли на новый уровень развития, заняли более высокое положение в мире и хотят упрочить его, изменив свой статус в ООН. При этом они оказывают широкую поддержку проектам и операциям Объединенных наций. Кроме них, на постоянные места в Совбезе претендуют Германия и Япония, которые из врагов Объединенных наций превратились в друзей. Вместе с тем трудно представить, что члены «Большой пятерки» добровольно решатся расширить свой круг или, что звучит еще фантастичнее, откажутся от рычага управления ООН, каким является право вето.

Что делает ООН бессильной

ООН, как и любой крупный чиновничий аппарат, обвиняют в неэффективности, бюрократии, коррупции, называют международной говорильней, признают неспособной на реальные действия по предотвращению и разрешению конфликтов. Эта критика не беспочвенна, но едва ли во всех грехах виновата сама организация. «Обеспечить мир можно будет только тогда, когда на это будут согласны все члены Совбеза. Но как этого достичь, если они сами являются источником конфликтов?» — говорит Алексей Донченко. В сложившихся  обстоятельствах, по его мнению, организация, которая смогла бы добиться мира и безопасности, просто не может существовать. «У государств есть национальные интересы, и никто не собирается ими поступаться. Другое дело, что у некоторых стран в определенный момент времени их национальные интересы совпадают с моральными принципами. Это и является для них поводом встать в позу и говорить от имени всего человечества», — считает Алексей Донченко.

12 октября 1960 года на 15‑й Генеральной Ассамблеи ООН во время обсуждения вопроса о вооруженном восстании против просоветского режима в Венгрии Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев стал стучать ботинком по трибуне.

Исторический факт 

ООН — попытка № 2

ООН — не первая попытка создания международной организации, обеспечивающей коллективную безопасность и мир между странами. Ее предшественницей была Лига Наций, созданная в 1919—1920 годах для предотвращения повторения ужасов Первой мировой войны. На этом попроще организация, куда вошло 58 стран, потерпела фиаско, допустив начало Второй мировой войны. На заседании Генассамблеи Лиги в 1946 году участники приняли решение о ее роспуске.

МНЕНИЕ

Трудно представить Сталина, Черчилля и Рузвельта романтиками

Алексей Донченко, заведующий кафедрой всемирной истории БГПУ:

193

страны на сегодня являются членами ООН

— В деятельности ООН я вижу мало положительного — это место для международной болтовни на тему о мире, а насчет эффективности ее работы есть большой вопрос. Миротворцы ООН, как правило, не разрешают военные конфликты, а замораживают их, и причины конфликтов сохраняются. Иногда военные силы ООН способствуют агрессорам, которые захватили территории. Земля уже захвачена, а следом приходят миротворцы и оставляют все как есть — так было в Косово. Изначально в Уставе ООН заложены противоречивые принципы: право народов на самоопределение с одной стороны, и целостность государства — с другой. Когда была ситуация с Косово, члены ООН голосовали за самоопределение. В ситуации с Крымом они выступили за целостность. Но все это не значит, что ООН нужно ликвидировать. Сейчас это единственная международная организация, с помощью которой можно хотя бы обсуждать важнейшие проблемы. Трудно представить основателей ООН — Сталина, Черчилля и Рузвельта — некими романтиками, полагающими, что организация разрешит все противоречия.

Задачи ООН расширяются с каждым годом

Наталья Журавель, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений АмГУ:

— В деятельности ООН много примеров эффективной реализации проектов. Миротворческие операции зачастую приводят к тому, что стороны садятся за стол переговоров, конфликт утихает. Еще одна заслуга ООН — огромный мониторинг, касающийся различных вопросов, который она проводит по всему миру. Конечно, степень его объективности у разных проектов разная. Кроме того, на заседаниях Генассамблеи предлагаются пути выхода из проблемных ситуаций. Ученые разрабатывают конкретные методики, например по экологическим проблемам. ООН содействует тому, чтобы эти методики распространялись в том числе среди менее развитых стран. С каждым годом задачи ООН расширяются. Нельзя однозначно судить об эффективности деятельности организации — она много делает, но в то же время остается много проблем. Какие-то проекты более успешны, какие-то нет. В любом случае такая организация нужна — она бы не существовала, если бы это не было потребностью всего мира. Сейчас назрел целый комплекс реформ, касающихся состава Совбеза, взносов в бюджет. Но когда речь заходит о расширении Совбеза в связи с изменением расстановки сил на международной арене, встает вопрос права вето, от которого никто не хочет отказываться.

Возрастная категория материалов: 18+