• 49 лет назад Галину и Вадима Чуль свела вместе страсть к тайге. Фото: Сергей Лазовский
  • В таежной гостинице останавливаются даже иностранные туристы. Фото: Сергей Лазовский

Номера с видом на сопку 

Ради удовольствия заснуть под плеск Селемджи о борта узких длинных моторок, стоящих на приколе у берега строптивой горной речки, нам пришлось преодолеть на Ан-2 больше 650 километров. Такое расстояние отделяет Благовещенск от Экимчана — райцентра Селемджинского района. Этот и без того небольшой северный поселок, словно взобравшийся на прибрежные сопки, чтобы погреться на скупом селемджинском солнышке, с каждым годом становится все меньше. Еще в 2009 году здесь проживало 1 200 человек, по последней информации — сейчас жителей всего чуть больше 1 000. Экимчан — это разбросанные по холмам, давно не знавшие малярной кисти деревянные домики и обычный для райцентра набор учреждений: администрация, больница, школа, детсад. Десять лет назад к ним прибавилась еще и первая и пока единственная в районе семейная гостиница  — «Селемджинка».

1300

рублей — стоимость одного места в гостинице на сутки 

 Из ее окон при большой воде видно, как бурлит, изгибая хребет, точно требующая ласки кошка, своенравная Селемджа. А на другом ее берегу величественно высятся окутанные туманом зеленые от елей сопки.  

Небольшому частному домику на три комнаты, где в общей сложности могут поселиться семь постояльцев,  уже почти 60 лет. Когда-то в нем жила семья родителей хозяина гостиницы Вадима Чуль. Вокруг дома раскинулся огородик с картошкой, рядом теплицы с овощами.

 — Мой муж и его отец построили этот дом еще в 1957 году. Но перед тем как открыть гостиницу, мы отремонтировали его, поменяли нижние венцы, побелили, наклеили обои, а потом сделали пристройку, в которой сейчас кухня, — рассказывает Галина Чуль. Ее муж  — руководитель ИП, а она — самый главный начальник: моет, стирает, убирает и топит баню.  

Деревянная баня, в которой за 100 рублей можно париться хоть целый вечер, появилась на территории гостиницы год назад — как приманка для клиентов и отрада для души. По словам владельцев, тех, кто не желает попариться, единицы.

В гостиничном домике есть все, что нужно для жизни: микроволновка, холодильник, телевизор, умывальник с ключевой водой. Правда, удобства — на улице, но это не отпугивает постоянных клиентов, таких же сельских жителей и городских командированных. 10 лет назад именно в расчете на командированных, которых тогда в Экимчан приезжало гораздо больше, супруги Чуль и открыли эту гостиницу. 

Бизнесмены поневоле 

«С нашего места открывается самый лучший вид на Селемджу», — не без гордости говорит Галина Чуль. Ей можно верить: они с мужем — уроженцы здешних мест, страстно влюбленные в тайгу и знающие все заповедные места на этих сопках. Эта страсть к лесу, грибам и рыбалке и свела их вместе.

— Ему было девять лет, когда он вышел на речку и впервые «услышал» запах рыбы. Так это и стало его страстью. Лес и собаки — у него в крови. Это то, что он всегда любил, — рассказывает про мужа Галина Васильевна. — Он охотился с малых лет. Я тоже страшно любила лес — моя стихия. Это нас и сблизило. Летом мы двух дней не могли высидеть дома — садились на моторку и ехали на рыбалку.

35

человек в месяц — максимальная посещаемость гостиницы «Селемджинка» до 2008 года

Вадим Корнеевич 40 лет проработал штатным охотником местного охотпромхоза, добывая ягоду, соболей, сохатых, медведей, оленей. Каждую осень он на всю зиму уходил на свой участок в 200 километрах от поселка. Домой его забрасывали на вертолете лишь на несколько дней — отпраздновать Новый год.  «Может быть, мы и прожили вместе так долго и дружно потому, что он часто отлучался», — смеется Галина Васильевна, уточняя, что в следующем году отпразднуют золотую свадьбу. 

Коренные северяне, супруги всю жизнь откладывали деньги, чтобы на склоне лет перебраться на юг страны, поближе к теплым морям.  Но в 1991 году, как и все население страны, лишились всех накоплений, а вместе с ними и надежд на безбедное будущее. Это и заставило их вместе со страной перейти на капиталистические рельсы и податься в предприниматели. Идея открыть гостиницу в старом дедовском доме пришла в голову их дочери. Когда они зарегистрировали ИП, Галине Васильевне было 59 лет, а Вадиму Корнеевичу — 64. Чтобы сделать в старом доме ремонт, пенсионеры влезли в долги, взяли беспроцентную ссуду в администрации. 

В то время они и представить не могли, что через несколько лет у них будут останавливаться иностранные туристы. Тем более что их первый постоялец оставил неприятное впечатление.   

 — Это был старатель, который поселился у нас и загулял: начал пить, курить, прожег линолеум. Я быстренько его выставила, — вспоминает Галина Васильевна. — Зато потом к нам приезжали только хорошие честные люди. За 10 лет не было ни одного случая воровства. 

Командировочный спад 

100

рублей стоит один поход в баню

В первое время хозяевам гостиницы даже пришлось пару раз отбиваться от местных хулиганов, которые угрозами вымогали у постояльцев деньги. Сейчас такого нет. За время существования гостиницы у семьи Чуль несколько раз останавливались иностранные гости — здесь работал геолог из США, столовались туристы из Канады и Польши. Зарубежные путешественники в Селемджинском районе бывают редко, хотя таежная гостиница — рай для иностранцев, жаждущих испытать на себе, как живут в глубинке простые русские люди. Большая часть клиентов гостиницы — главы местных сельсоветов, бывающие по делам в райцентре, да командированные. Раньше часто приезжали  связисты, сотрудники Сбербанка, налоговой службы, полиции, МЧС, но после экономического кризиса 2008 года поток посетителей пошел на спад. Кроме того, многие организации сократили свои штаты в Экимчане.

 — Раньше летом у нас могли побывать до 30—35 человек в месяц. Сейчас в самые хлебные месяцы (июль и август) — 15—17. Весной и осенью по три-четыре недели к нам нет дороги из-за того, что вода в Селемдже поднимается, а  зимой здесь очень холодно — до 55 градусов — и никто не едет, — говорят хозяева гостиницы. — В прошлом году у нас два месяца никого не было, и мы уже начали паниковать — решили закрывать гостиницу. Ведь расходы-то мы несем независимо от того, есть постояльцы или нет. Платим налоги, топим дом, чтобы не замерз, баню, покупаем воду — пробить скважину у нас нельзя, так как под слоем земли скала.

Но даже после того, как клиентов стало меньше, гостиница все же позволяет супругам зарабатывать скромную добавку к пенсии и помогать дочери с выплатой ипотеки. 

Без печки нет гостиницы

Несмотря на небольшую численность населения в Экимчане, конкурентов у семьи Чуль хватает — возле аэропорта есть гостиница «Пилотская», не так давно в Токуре построили новую гостиницу. Туда, по словам Галины Чуль, заселяют  больших начальников, а простые люди по-прежнему предпочитают «Селемджинку».  К тому же пенсионерам и коренным жителям района эвенкам здесь делают солидные скидки. «Однажды бабушка у меня жила за 500 рублей в день. С эвенков мы тоже берем более низкую плату», — говорит хозяйка. 

7

мест в гостинице «Селемджинка»

  — Среди всех гостиниц мы лидируем по теплу, — раскрывает еще один, немаловажный для севера, секрет Вадим Чуль, — печку в домике нам пришлось перекладывать три раза:  всякий раз мастера работали так некачественно, что после очередной зимы она снова разваливалась. «Не будет хорошей печки — нам придется закрываться! Центральное отопление мы не потянем по деньгам», — объясняют владельцы, рассказывая, как на четвертый раз «выписали» из Свободненского района «профессора печных дел» — пожилой печник, который раньше жил в Экимчане, за несколько дней собрал им добротную печь.

Ко всем этим неоспоримым плюсам пенсионеры  забывают добавить еще один, самый главный — искреннее радушие, с которым хозяйка встречает гостей.  Все в гостинице они с мужем делают своими руками — от побелки потолков до утепления дверей. Иногда, по просьбе клиентов, Галина Васильевна может приготовить ужин. Говорят, тем, кому довелось прожить здесь месяц, посчастливилось попасть на лодочную прогулку по Селемдже и поход за грибами.

Было время, когда семья Чуль планировала переезжать в Благовещенск,  поближе к дочери. Пенсионеры даже выставили на продажу гостиницу, но желающих купить ее не нашлось. С тех пор утекло много селемджинской воды, и уезжать они передумали, оказавшись не в силах расстаться со сказочной тайгой, где прошли их молодые годы.

Возрастная категория материалов: 18+