• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

На прошлой неделе семья приехала жить и работать в Амурскую область, в село Ильиновка Октябрьского района. Местный фермер предложил беженцам большой дом и работу. О том, как устроилась на новом месте многодетная семья и что сейчас им не хватает, узнавала АП.

Трудности перехода

— Вообще я не хотел ехать, жена поставила ультиматум, — начал разговор глава семейства Владимир Чихирев. — Я собирался в ополчение идти, а она мне сказала: «Пойдешь туда, мы никуда не уедем, а если уезжаем, то только все вместе. А остаться дома тогда, как и сейчас, это равносильно подписать семье смертный приговор. Блокпосты украинской армии стояли рядом, в 500 метрах от деревни, и стреляли каждую ночь, куда и в кого, непонятно, но было страшно. От налетов мы прятались в подвале, но я всегда думал, а если накроет обломками от бомбы? Нас же никто не найдет.

Семья вспоминает, что недалеко от их поселка находилась база украинской армии, которая минировала поля, творила беспредел в населенных пунктах. Видели они, как бомбили аэропорт и железную дорогу в Донецке, видели обгоревшие трупы детей после применения фосфорных бомб, видели убитых и раненых из отрядов ополченцев.

И в июне семья решила бежать. Им помогали монахини Святоуспенского монастыря в с. Никольском. Они помогли нанять автомобиль с охраной и водителей, билет был куплен на 1 июля. Однако война вмешалась в планы, и семье пришлось выехать на 2 недели раньше, бросив два дома, машину и все вещи.

— Нам позвонили и сказали, что через три часа за нами приедет машина, чтобы вывезти нас с Украины. Потому что в ближайшее время поселок будут сильно бомбить,— вспоминает жена Елена. — Мы собрали все самое необходимое, получилось у нас по сумке и у детей по рюкзаку. В машине дети ехали тихо-тихо, никто не капризничал.

Перейти границу России и Украины очень непросто. Елена вспоминает, как приходилось несколько раз останавливаться и выбегать из машины, потому что боялись, что снаряд попадет в автомобиль. Нацгвардия стреляла чаще всего в транспорт, тому свидетельства — стоящие вдоль дорог разбитые автомобили, похожие на розочки из железа. Рядом с грудой металла лежали трупы людей, которых никто не убирал и не хоронил — в местности прицельно работали снайперы. Только чудом многодетной семье удалось пересечь границу, и они оказались в лагере для беженцев в Каменске-Шахтинском.

«Вы к нам через год приезжайте, — приглашает хозяйка дома, — тогда у нас и хозяйство будет, и, возможно, моя мечта исполнится — детская площадка». 

Гостеприимный Дальний Восток

Две недели они провели сначала в Воронеже, потом в Омске, но там не было ни жилья, ни работы, да и отношение к беженцам было не очень доброе.

— Нам прямо в лицо говорили, что нас за людей не считают, — поделилась с АП Елена Чихирева. — Говорили: «Наплодили детей и сюда привезли». А мы не виноваты, что на Украине идет война, но осадок от этого «гостеприимства» остался до сих пор. Здесь все по-другому: люди приветливые, многие нам помогают, вот недавно овощей понаприносили со своих огородов сельские жители, постоянно интересуются, чем можно еще помочь.

Дом, в котором сейчас живет семья, — один из десяти, которые для сотрудников своего предприятия построил генеральный директор крестьянско-фермерского хозяйства села Ильиновка Фома Васильевич. Дом большой, добротный, площадью около 100 кв. м: в нем четыре комнаты, есть кровати, шкаф-купе, стиральная машина, плита, холодильник и постельное белье. Вокруг дома огород, есть возможность держать хозяйство. В ближайшее время семья планирует утеплить веранду и подсыпать двор песком.

«Вы к нам через год приезжайте, — приглашает хозяйка дома, — тогда у нас и хозяйство будет, и, возможно, моя мечта исполнится — детская площадка. У нас на Украине два дома осталось, причем один мы купили только в прошлом году: его почти обустроили, оставалось только отремонтировать ванную, туалет и поставить детскую игровую площадку. Вот не успели. Но надеюсь, что здесь все получится.

Две Ани

В большой и дружной семье Чихиревых восемь детей: пять дочек и трое сыновей, младший, Богдан, появился всего два года назад. Елена и Владимир познакомились пять лет назад: к тому времени они уже потеряли своих вторых половинок. У каждого были свои дети: у женщины трое, у мужчины — четверо. Но с тех пор никто уже не делит детей на своих и чужих, второго родителя приняли обе стороны без проблем, а сестрички-погодки Даша, Аня и Аня считают себя сестрами. Сегодня Елена легко управляется с восьмерыми детьми и приготовлением вкусного обеда. Ей всегда помогает Владимир: может и за плитой постоять, и белье постирать, и уборкой заняться. Сейчас Владимир осваивает профессию водителя в крестьянском хозяйстве Ильиновки, а Елена все время посвящает своей большой семье.

До сих пор дети переселенцев не готовы к школе: тетрадки, портфели и прочие школьные принадлежности многодетной семье не на что купить.  

Шестеро детей этой семьи в этом году пойдут в новую школу села Трудового на территории Октябрьского района. Однако из-за отсутствия финансов у ребят до сих пор нет ни тетрадок, ни портфелей, ни даже ручек и карандашей. Дети устали от переездов и потрясений, хотят простой мирной жизни и учебы.

— Я училась в украинской школе, где все предметы преподавали на украинском языке, — рассказывает одиннадцатилетняя Алина. — Русский язык преподавали всего один час в неделю, а последний год его вообще запретили. Поэтому страшно идти в русскую школу, писать я совсем не умею, и русский мне кажется сложнее, чем украинский.

 — У нас было два урока по 45 минут в неделю, — перебивает сестру десятилетний Пашка. — А мне кажется, русский язык не сложный. А еще сказали, что в одном классе у нас будет семь человек, когда на родине было по 40 учеников.

Возвращаться на Украину семья Чихиревых не собирается, говорят, что там их как изменников родины ждет расстрел или тюрьма.

Обидно, что весь мир молчит

У Владимира на Украине осталась мать, у Елены — родители и сестра. Недавно президент Украины Петр Порошенко объявил третью волну мобилизации: каждый гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 65 лет обязан записаться в украинскую армию. Именно поэтому мужское население уже не может свободно покинуть территорию Украины. Тех, кто отказывается подчиниться, расстреливают, сажают в тюрьму или просто закапывают заживо.

«Обидно, что весь мир молчит о том, что происходит на Украине, — сетует молодая женщина. — Ведь против русскоязычного населения применяют фосфорные бомбы, знаю, что их кидали в районе Донецка, Луганска, в Славянске. Много гибнет детей, женщин, стариков. Это ужасно…»

Возрастная категория материалов: 18+