• В стажировке участвовали 20 чел., из них Олег Лебедев (второй слева), Павел Несин (крайний справа).
  • Участники из заготовок собирали модели дротиков, проводили испытания и совершенствовали их.
  • Ленточная Доска почета.
  • Экономия пространства.
  • На заводе Фудзи Кацуяма.
  • Общий стеллаж с инструментами.
  • Аукцион тунцов на рыбном рынке Цукидзи.
  • Веник на почетном месте.
  • Каждому сотруднику необходимо выразить благодарность своим коллегам в письменной форме на карточках.
  • В сортировке мусора предусмотрено шесть урн для каждого вида отходов.
  • Участники стажировки отмечают высокий уровень организации приема.

Защититься от глупости

«Муда», «кайдзен», «пока-екэ» — непосвященного в японский язык эти слова могут привести в замешательство. «Потери», «постоянное улучшение», «защита от глупости» — такова суть терминов теории бережливого производства. Сегодня менеджеры амурских компаний, знакомые с кайдзен в теории, внедряют японские технологии управления качеством на практике. У Олега Лебедева и Павла Несина во время зарубежной стажировки была возможность изучить их на самих предприятиях.

Каждый рабочий день начинался с посещения компании: от маленькой по японским меркам клининговой «Мусасино» до крупного металлургического холдинга «JFE Steel». После экскурсий и лекций, проходивших в форме свободного общения с японскими менеджерами, организаторы устраивали участникам стажировки закрепляющие мастер-классы. Самые яркие моменты увиденного кайдзен в японских компаниях с комментариями — в фотоотчете Олега Лебедева и Павла Несина.

Участники стажировки признаются: эта неделя перевернула их взгляды на японский менеджмент. До поездки японский опыт казался им неприменимым в российской практике из‑за особенностей менталитета. После недели погружения в японскую бизнес-среду появилось свое восприятие японского подхода к управлению.

— Я увидел кайдзен в качестве «пирога», состоящего из менеджмента, управления качеством и персоналом, стоящего на японском подносе, — делится Павел Несин. — Стоит убрать поднос — пирог развалится. Можно перенять инструменты кайдзен, например, чтобы навести порядок на рабочих местах и пронумеровать инструменты, но чтобы философия кайдзен была понята и принята каждым, нужно изучать кайдзен с поколения бабушек и дедушек. Все‑таки у японцев порядок зашит на уровне подсознания.

Кайдзен в двух словах — это процесс непрерывного улучшения. Но за словами скрывается целая философия управления и образа жизни. На японском предприятии «JFE Steel» создали свою «Библию кайдзен» — она уместилась на 200 страницах книги. У Павла в отчете ключевые профессиональные впечатления от кайдзен обозначены как технологичность, безопасность, экологичность, бережливость, трудолюбие, качество во всем. В ходе нашего разговора Павел и Олег десятки раз обращаются к слову «кайдзен», объясняя принцип его действия разными путями: «это поиск потерь коллективным разумом: снизу вверх с участием всех непрерывно», «кайдзен строится на самомотивации, так, чтобы самому работнику стало лучше от достигнутого улучшения»; «принцип кайдзен в вовлечении всех в процесс создания качества», «кайдзен учит: не тратьте деньги — проявите смекалку».

Амурские бизнесмены не сомневаются, что новые знания найдут применение на практике.

— Но внедрение должно проходить медленно и плавно, — отмечает Олег Лебедев, директор компании «РТД-Плюс», специализирующейся на оптовых продажах фурнитуры. — Начнем с порядка на рабочих столах, использования элементов визуализации, постепенно изменим привычки и поведение персонала. Самое главное — добиться желания изменений снизу вверх. Внедрение кайдзен — это долгосрочный процесс, и первые изменения в компании я рассчитываю увидеть через три месяца. Главные сложности для реализации кайдзен на российском предприятии появляются именно на этапе «входа» — важно убедить, доказать, увлечь с блеском в глазах весь персонал. И на начальном этапе инициатива изменений должна исходить от топовых руководителей или неформальных лидеров.

Японскую модель управления невозможно и не нужно слепо копировать. Главное, чтобы была вера в философию непрерывного процесса улучшения — вера в кайдзен.

— Представители японских предприятий обращали наше внимание на то, что кайдзен нельзя один раз внедрить и забыть — его нужно организовывать, развивать и поддерживать, — уверен Павел Несин. — Постоянное накопление большого количества мелких, даже незначительных улучшений в итоге приведет к качественным изменениям.

Япония в ближнем ракурсе

«Давайте только не говорить о чистоте, об этом и так все знают», — парировал Павел Несин вопрос о том, чем поразила их Япония, помимо промышленности. И тут же начал рассказ о многочисленных урнах для сортировки мусора, чистейших машинах на автодорогах, напоминающих большой автосалон, отсутствии пыли на тротуарах. «Поразила продуманность всего до мелочей — видимо, кайдзен у них во всем. Даже одноразовая чайная ложечка имеет расщелину для крепления на стакане, а одноразовая зубная щетка сразу имеет слой зубной пасты», — говорит Павел. «Наш культурный шок от Японии можно выразить ощущением тотальной безопасности, точности, аккуратности, какой‑то «игрушечности» этой страны», — подытожил Олег Лебедев.

Для полного погружения в японскую культуру стажеры по максимуму использовали свободные вечера и два выходных дня, посетив главные культурные и развлекательные достопримечательности Токио. Особое впечатление на Павла и Олега произвел аукцион тунцов на рыбном рынке Цукидзи, ради посещения которого они проснулись в 4 утра и выдержали двухчасовое ожидание.

Как попасть на зарубежную стажировку 

Принять участие в зарубежных стажировках могут выпускники президентской программы подготовки управленческих кадров до конца 2015 года. Такую программу реализует областное правительство с 1998 года на базе АмГУ. За 16 лет ее выпускниками стали 352 амурчанина. Главное условие отбора для бизнес-поездки за рубеж — соответствие профиля деятельности компании или проекта тематике стажировки. Например, сейчас федеральный ресурсный центр отбирает кандидатов со всей страны для декабрьской стажировки в Японии по направлениям «агробизнес» и «туристический бизнес». Недавно завершился отбор для октябрьской поездки по теме «Телекоммуникации» в Южную Корею и «Управление малым и средним бизнесом» в Испанию. Всего за время реализации программы в зарубежных стажировках побывали 66 амурчан. В лидерах посещений — Япония и Германия.

Однако право зарубежного бизнес-визита нужно заслужить. Процедура отбора кандидатов включает проверку соответствия документов Федеральным ресурсным центром, интервью с кандидатами в Японском центре в Хабаровске или skype-собеседование в случае выезда в другие страны. Конкуренция большая. Например, на стажировку «кайдзен» в Японии при отборе в Японском центре Хабаровска на 5 мест было около 30 претендентов, среди которых оказались Олег Лебедев и Павел Несин. Также проходили конкурсные собеседования в японских центрах Владивостока и Сахалина. В результате была сформирована группа из 20 человек: представители шести субъектов из финансовых, торговых, нефтяных, транспортных, металлургических компаний от малого бизнеса до крупных холдингов. Все расходы внутри страны пребывания несет принимающая сторона. Например, при стажировке в Японии оплачивался перелет в Токио и обратно, проживание в трехзвездочной гостинице, включающее завтрак, проезды до объектов и суточные в размере 1500 иен (около 500 рублей). Лекции и экскурсии на японские предприятия бесплатные, хотя фактические траты оцениваются в размере 30 тысяч долларов на группу.

Участники стажировки отмечают высокий уровень организации приема: начиная с инструктажа, распорядка дня и заканчивая качественным переводом. Так, японскую группу сопровождали два переводчика: японка Тояма Хана помогала в решении бытовых вопросов, а Дмитрий Радченко транслировал все лекции и выступления японцев на русский язык с учетом профессиональных терминов.

«Изобретайте свой собственный русский кайдзен, учитывая особенности своей страны и менталитета», — предложил русским стажерам директор международного отдела Японского центра производительности Фудзии-сан в последний день рабочей программы в МИД Японии.

Детали японского менеджмента

Компания «Мусасино» 

Направление: клининговые услуги по франшизе Duskin.

Штат: 650 человек. С 1997 года компания подавала заявки на присвоение престижной премии качества и только с четвертой попытки получила ее. Фирма также оказывает консалтинговые услуги по внедрению кайдзен. 

 Ленточная Доска почета 

Насколько эффективно работает сотрудник, можно моментально оценить по специальному стенду с магнитными лентами-улитками. Чем выше закреплена фотография человека, тем больше у него заключенных контрактов и вклад в объем выручки компании. У каждого отдела — свой цвет ленты. Кстати, все стены офиса обиты магнитными досками, включая лестничные пролеты, для максимального визуального представления показателей деятельности внутри компании. 

Ежедневная сводка 

Каждый день в компании проводят тридцатиминутные совещания для работников, где они докладывают по порядку: о количестве клиентов и сумме выручки; поступившей обратной связи от клиентов; информации об активности конкурентов; собственном взгляде на проблему. Для совершенствования навыка продаж предусмотрены шаблоны с вращающимися ячейками. По принципу рулетки тут же моделируется ситуация для обсуждения.

Экономия пространства 

Пример использования элементов визуализации для организации офисного пространства: каждый предмет на строго обозначенном месте. Для этого на ноутбук наклеена фотография с правильно размещенными на ней предметами. Для экономии канцтоваров на 6 рабочих мест предусмотрен один набор, установленный посередине. В этой компании по инициативе приглашенных консультантов отдела продаж установлены высокие столы, за которыми можно работать стоя. Тем самым компания экономит пространство и стимулирует сотрудников работать эффективнее, так как задачи выполняются быстрее, если нет возможности присесть.

Компания «Макино», завод Фудзи Кацуяма 

Направление деятельности: станкостроение.

Штат: 4178 человек. Последователи системы ДАО Тойота.

Продуманность каждой детали 

Перед посещением завода, внутри которого было запрещено вести фотосъемку, участникам экскурсии выдали каски. Даже порядок выбора цвета касок у японцев особый: желтые — новичкам, синие — специалистам, белые — руководству. Завод не случайно расположен у подножия горы Фудзи: для создания идеально ровного и прочного пола для минимизации вибрации станков был снят верхний слой лавы вулкана. То есть качество будущих изделий было заложено еще на этапе проектирования самого завода. Как говорят на «Макино», нельзя произвести точную деталь на неточном станке.

Компания «Цукуно»

Направление деятельности: выпуск различных комплектующих для авиастроения, медицины, станкостроения.

Штат: 22 человека, семейное предприятие. Применяются принципы кайдзен в течение пяти лет.

Каждому свое место

Для общего стеллажа с инструментами свои правила: каждый предмет труда хранится в строго определенном месте на поддоне в вырезанном для него углублении. Когда сотрудник берет общий инструмент, он помещает бирку со своей фамилией на специальный стенд, по которому можно отследить перемещение предметов.

Веник на почетном месте 

В цехах предприятия исключительная чистота, отмечают стажеры. Убираются всем коллективом, включая президента компании, на добровольных началах. Средства труда хранятся на видном месте на крючках. В этом случае нет необходимости занимать отдельное помещение, и, по словам представителей японской компании, это наглядный стимул постоянно заботиться о чистоте инвентаря и офиса.

 Система «спасибо» 

В компании «Цукуно» каждому сотруднику необходимо выразить благодарность своим коллегам в письменной форме на карточках «аригато». Эталонный показатель — 12 «спасибо» в месяц, при показателе менее 10 работника штрафуют на 1000 иен. Показатели фиксируются на специальной доске. Причем наиболее активен сам президент компании. Содержание этих писем «игровое»: благодарность выражается даже за конфету, которой угостили. Цель такой системы — настроить коллектив на позитивные мысли.

Корпорация JFE Steel

Направление деятельности: черная металлургия.

Штат: 45 842 человека.

С 1962 года проводит комитеты контроля качества, 2 раза в год устраивает фестивали кайдзен. Разработана корпоративная концепция качества «J1».

Мусор по местам 

Пятый в мире производитель стали ставит приоритетной задачей экологическую безопасность. Только вокруг завода силами производителя посажено 800 тысяч деревьев. Отработанный шлак используется в сельском хозяйстве и для производства бетона. В качестве топлива для заводских доменных печей используются пластиковые отходы. Фотосъемка внутри завода была запрещена, кроме зоны столовой. Но даже здесь заметна рука кайдзен, например в сортировке мусора предусмотрено шесть урн для каждого вида отходов.

Японский словарь менеджера

Кайдзен — дословно «постоянное улучшение». Состоит из двух иероглифов: «кай» означает «изменения», «дзен» — «к лучшему». Это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

 Канбан — система снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно вовремя». Дословно означает «сигнал». Чаще всего это карточка или табличка, прикрепляемая к контейнеру с материалами, которая координирует подачу и отгрузку материалов. 

Муда — потери или не добавляющие ценности действия, которые необходимо обнаружить и устранить. 

Экономия пространства 

Пример использования элементов визуализации для организации офисного пространства: каждый предмет на строго обозначенном месте. Для этого на ноутбук наклеена фотография с правильно размещенными на ней предметами. Для экономии канцтоваров на 6 рабочих мест предусмотрен один набор, установленный посередине. В этой компании по инициативе приглашенных консультантов отдела продаж установлены высокие столы, за которыми можно работать стоя. Тем самым компания экономит пространство и стимулирует сотрудников работать эффективнее, так как задачи выполняются быстрее, если нет возможности присесть.

Возрастная категория материалов: 18+