Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

— Когда сочинение ушло из перечня экзаменов, ребята стали меньше читать, — говорит Ольга Горячкина, педагог с 30-летним стажем, учитель русского языка и литературы школы № 7 ЗАТО Углегорска. — Я не сторонница такого подхода, но знаю, что есть учителя, которые готовят детей к ЕГЭ по русскому языку, а на литературу не обращают внимания. Хотя в 10—11-х классах мы проходим интереснейшую литературу — это и классика, и 20-й век. Это те важные книги, которые готовят ребенка к взрослой жизни. Но с приходом ЕГЭ для большинства детей они оставались за бортом.

С приходом ЕГЭ учителя учат ребенка существовать в пределах теста — например, как, не имея знаний, найти правильный ответ. Его не мотивируют поразмышлять, почему так, а не иначе. 

Минус же в том, что сочинение неминуемо увеличит нагрузку на русоведов, которым предстоит в сжатые сроки к декабрю со своими 11-классниками наверстать упущенное.

— Сегодняшним одиннадцатиклассникам придется сложнее всех, потому что с ними не так тщательно и придирчиво занимались учителя по этой форме работы, — признает директор благовещенской школы № 2, ведущая уроки русского языка и литературы, Татьяна Гамерман. — Но учителя у нас мобильные люди. Они быстро перестроятся, и со следующего года для тех, кто сейчас придет в 10-й класс, написать сочинение трудности не составит.

Педагоги считают, что основная проблема заключается в малом количестве часов, которые отводятся на русский язык и литературу. Сейчас в 11-м классе русский язык учат всего 1 час в неделю, литературу — 3 часа. В то время как полтора-два десятилетия назад, когда итоговое сочинение было обязательным, в выпускном классе было 3 урока русского языка в неделю.

В вузах возращение сочинения горячо приветствуют. «Разница между студентами, которые писали выпускное сочинение и которые сдавали ЕГЭ, очень заметна, — считает заведующая кафедрой русского языка АмГУ доктор филологических наук Елена Оглезнева. — В последние годы ощутимо упали уровень знаний студентов по русскому языку и способность излагать мысли. С приходом ЕГЭ учителя учат ребенка существовать в пределах теста — например, как, не имея знаний, найти правильный ответ. Его не мотивируют поразмышлять, почему так, а не иначе. Поэтому хорошо, что сочинение возвращается, оно способствует развитию речи и заставляет человека думать, формулировать мысли».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Позиция автора заключается в том, что то, которое взлетело в небо, рано или поздно упадет на землю» —  АП собрала школьные ляпы из письменных заданий амурских выпускников на ЕГЭ по русскому языку-2013

Возрастная категория материалов: 18+