Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Урожай проблем

Очередную победу на трудовом фронте землепашцы отмечают в смешанных чувствах. На фоне прошлогоднего кризиса нынешние успехи выглядят, словно подарок самой природы. Зерновые уродились как никогда. Октябрьский район не стал исключением. Намолотив свыше 35 тысяч тонн, территория уверенно вошла в пятерку лучших. Однако радоваться и почивать на лаврах крестьяне не торопятся. Небывалый урожай внезапно породил небывалые проблемы.

— Я даже удобрения в нынешнем году не вносил. Мы в прошлом году от наводнения сильно пострадали, сои по одному центнеру всего взяли. Не заработали ничего, денег лишних не было. Не на что купить удобрения. При этом хоть пшеница, хоть ячмень, хоть овес дали столько, сколько никогда не давали, — разводит руками руководитель фермерского хозяйства из села Ильиновка Фома Смокина. — Возможно, сыграли роль прошлогодние усилия. На том поле раньше соя выращивалась, мы под нее аммофос вносили. Этого удобрения в прошлом году на 15 миллионов рублей закупили. Все жалели, что такие огромные деньги впустую ушли. Теперь, видимо, не впустую, но от этого не легче. Если в прошлом сезоне пшеницу у нас покупали по 8 – 9 рублей за килограмм, то сейчас и за 5 никто не берет.

Если в прошлом сезоне пшеницу покупали по 8—9 рублей за килограмм, то сейчас и за 5 никто не берет.

Фома Васильевич не скрывает, что государство в лице федерального и областного бюджетов оказало серьезную помощь в восстановлении пострадавших от переувлажнения хозяйств. В то же время нынешний год считается успешным, а значит, каждый зарабатывает сам. С наступлением осени подходит время отдавать налоги и расплачиваться за кредиты. Увы, заработанных денег до сих пор нет, хоть и закрома забиты под завязку.

— В общей сложности мы собрали 4 тысячи тонн зерновых. Это хорошо у нас 500 голов крупного рогатого скота, мы тонн 350 — 400 ему скормим. Остальное куда девать? — продолжает недоумевать Фома Васильевич. — Ладно, жизнь вынудила, пришлось 2500 тонн зерна обменять на 200 тонн солярки. Горючее в любом случае пригодится, теперь мне люди вопросы задают, в расточительстве обвиняют, а у меня выхода другого нет. Чтобы хоть что-то получить. С меня план все лето требовали, за плохое качество семян в прокуратуру сразу вызовут, мы вынуждены вкладываться в повышение урожайности. Но тогда и государство должно нести какие-то обязательства. Если мы обязаны вырастить 15 тысяч тонн, значит, государство должно гарантировать сбыт этой продукции.  

Смешная цена

В соседнем колхозе «Колос» уборка зерновых прошла ударными темпами, но по- настоящему горячая пора началась только сейчас. На зерновом дворе ступить негде, овес и ячмень складируются прямо под открытым небом. Крытые помещения очень скоро понадобятся под сою. Хватит ли ей освобожденных площадей — далеко не факт. Уборка фирменной амурской культуры начнется в ближайшее время.  

— Сами видите — все забито, — пересыпая в руках свеженамолоченное зерно, вздыхает заведующий зерновым двором Сергей Третьяк. — И на помойку не выбросишь, и хранить негде. Жалко под открытым небом оставлять, но выхода другого нет — полога готовим, накрывать будем. Хоть какая-то защита от дождя.

— Мы готовы в любой момент начать реализацию, — добавляет главный агроном «Колоса» Сергей Никитин. — День и ночь возить будем, лишь бы спрос появился.

Столкнувшись с проблемой переизбытка урожая, руководители хозяйств всерьез заговорили об отказе от зерновых на будущее. На каждый гектар площади затрачиваются внушительные средства, расходуются ГСМ, семена, усилия людей. Без должной отдачи подобный труд подрывает экономику каждого отдельного хозяйства.

— Если про пшеницу хоть какой-то разговор идет — может, где-то удастся цыплятам хоть что-то скормить, а насчет овса глухое молчание. Его даже куры не клюют, — печалится   руководитель хозяйства Владимир Абрамов. — Это хорошо еще мы план по овсу не выполнили. Вместо запланированных 600 гектаров посеяли всего 300. Так он далеко за 35 центнеров с гектара уродил. Совсем не востребован, хоть нас все время за нарушение плановых показателей здесь ругали. Мы овес продаем по 3 рубля за килограмм при себестоимости в 3 рубля 20 копеек. Смешная цена, в убыток себе торгуем. И то не берут.

Надежда на сою

О возможных причинах сложившейся ситуации амурские сельхозпроизводители пока могут только догадываться. В прошлые годы часть урожая успешно реализовывалась не только в Приамурье, но и за его пределами. Не исключено, что падение спроса — как следствие все того же наводнения. Животноводческие комплексы, как основные потребители фуража, если не сократили поголовье, то продолжают восстанавливаться и пока живут в режиме жесткой экономии средств.

Что касается пострадавших от переизбытка урожая амурских сельхозпроизводителей, то теперь они с надеждой смотрят на сою. Эта культура в очередной раз может стать финансовой палочкой-выручалочкой. Учитывая ситуацию, сверхприбыли она хозяйствам не принесет, но позволит удержаться на плаву.

— Только на нее и надежда. Соя еще на корню, а ее уже авансируют будущие покупатели. По всем прогнозам, урожай, — дает глоток позитива Владимир Маркович. — Но ее в любом случае нужно где-то складировать перед реализацией.

В министерстве сельского хозяйства, куда «Амурская правда» обратилась за комментарием, о возникшей проблеме знают. Как сказали нашему журналисту, сейчас рассматриваются варианты решения проблемы.

ЛИДЕРЫ УБОРОЧНОЙ  ПО ЗЕРНОВЫМ

91 299 тонн — Тамбовский район

57 903 тонны — Ивановский район

40 161 тонна — Константиновский район

39 535 тонн — Михайловский район

35 203 тонны — Октябрьский район

Возрастная категория материалов: 18+