«Эта картина — плод труда пяти стран. Ее снял эстонский режиссер по пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович. Над фильмом работал финский оператор. А съемки велись в России, Белоруссии и Казахстане», — рассказала перед началом показа продюсер картины Наталья Дрозд. Драматург Ярослава Пулинович, как и Василий Сигарев, автор пьес и режиссер вынимающих душу фильмов «Волчок» и «Жить», — ученики известного уральского и драматурга и театрального режиссера Николая Коляды. Творчество Коляды и его учеников ряд критиков называет чернухой за то, что авторы без купюр показывают изнанку жизненных драм обычных людей и обитателей дна общества, не щадя ни своих героев, ни зрителей.

Для обеих главных героинь этот фильм стал дебютным. Исполнительница роли второй детдомовки Полина Пушкарук на момент съемок была на четвертом курсе театрального института. «Я не вернусь», — читается в глазах ее героини — покидающей детский дом золотой медалистки Анны Морозовой, за спиной которой расплываются очертания приюта, ставшего для нее тюрьмой.

«Я не вернусь» — уже ближе к финалу фильма скажет она по телефону своему бывшему любовнику и коллеге Андрею. И в его лице — всей своей новой, с таким трудом созданной, жизни. Потому что после строгой оценки, по гамбургскому счету, оказывается, что в этой жизни преподавательницы петербургского университета не было ничего настоящего: ни друзей, ни любви, ни любимого.

Все это время за маской неприметной аспирантки скрывалась все та же загнанная в угол детдомовка, вымещающая злость на любовника на его студентках. Но признаться в этом себе самой Анна смогла лишь, будучи вышвырнутой из привычной жизни.

По воле случая она начинает скрываться от полиции, и, выдав себя за 15-летнюю девчонку, попадет в детраспределитель. И встречает там 13-летнюю Кристину — сироту, сжавшегося в комок маленького зверька во враждебной среде таких же «уличных» детей.

Кристина мечтает сбежать и уехать в Казахстан к родной бабушке и все время рассказывает странные истории про себя и свою детдомовскую жизнь, больше похожие сказки с печальным концом, в которых зло побеждает добро.

«У меня в голове орел, а в сердце собака. Орел умный, а собака — злая», — предупреждает она Аню, когда они вдвоем сидят в карцере. Кристина — доверчивый, наивный ребенок, для которого словно и не было этих лет, проведенных в детдомах. Она живет в волшебном мире, где все ее истории — правда. И скоро неотъемлемой частью этого мира становится Аня, вдвоем с которой они отправляются в Казахстан.

Так Анна, ударившись в бега, сама того не понимая, оказывается на трудном пути к обретению истинного сокровища — искренней любви. Бывшие детдомовки, отчаянно нуждаясь в человеческом тепле, а значит друг в друге, на протяжении всего фильма ожесточенно воюют, неся потери. «Аня, а ты меня теперь любишь?» — спрашивает Кристя и получает в ответ, точно нож под ребро: — «Не люблю». «Я просто вообще никого не люблю», — оправдывается Анна. И поначалу действительно не любит — потому что не умеет и потому что быть жестокой проще — этому она научилась с детства.

Эта история о пробуждении, благодаря которому Аня, очутившись в Казахстане, словно попадает в ту самую волшебную страну, где ее лечит от простуды заговоренным снадобьем казахская старушка, а попутчики в поезде, открыв рты, слушают сказки, услышанные ею от Кристины. История о том, как много нужно вынести, чтобы проснуться однажды и получить в подарок крылья. Пусть даже всего лишь крылья пластикового светлячка.

РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕСТИВАЛЯ КИНО И ТЕАТРА «АМУРСКАЯ ОСЕНЬ — 2014» смотри ЗДЕСЬ

Возрастная категория материалов: 18+