Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Удивительное внимание создателей картины к деталям, трепетное отношение к эпохе,с такой тщательностью и любовью описанной Тургеневым, погружают зрителя в дворянский и крестьянский быт середины 19 века. По словам режиссера, на воссоздание атмосферы того времени было потрачено много усилий: например, костюмы для актеров шили по французским журналам тех лет.

В двухчасовую киноленту уместились два дня из жизни помещичьего семейства Ислаевых, к которым приехал в гости друг семьи Михаил Ракитин. Он давно и безнадежно влюблен в молодую хозяйку дома — рыжеволосую Наталью Петровну, в которой с первого же взгляда замечает перемену. Ее плохо скрываемое волнение вызвано появлением в доме студента Алексей Беляева — нового учителя русского языка для 10-летнего сына Коленьки.

Такова отправная точка этой истории, исследующей сложнуюгеометрию тонких дворянских чувств. В кадре сразу несколько любовных треугольников, первый из которых возникает междусупругами Ислаевыми и Михаилом Ракитиным, чувства которого Наталья Петровна не разделяет, но и не отталкивает.

— Мы с вами разговариваем, точно кружево плетем. Кружево — прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше, — говорит она ему в начале фильма.

Этим глотком для молодой привлекательной женщины становится Алексей Беляев —юный, свободный молодой человек, непосредственный в выражении своих чувств и сторонящийся барыню. Он ведет себя как мальчишка, и именно это и очаровывает — и не только барыню, но и ее 17-летнюю воспитанницу Верочку.

Так в уединенном дворянском гнезде, как солома от зажженной спички, вспыхивают шекспировские страсти, толкающие героев на измену и предательство.

Опьяненная ревностью Наталья Петровна пытается сосватать Верочку, влюбленную в студента, за соседского помещика Большинцова — «глупого, толстого, тяжелого человека». Но вовремя останавливает себя. «Что со мной? Я себя не узнаю. До чего я дошла?» — спрашивает она саму себя, не в силах остановиться.

Единственный, кто не замечает метаний хозяйки дома, потому что занят делом — муж Натальи Петровны Аркадий Ислаев. Он работает с крестьянами, следит за уборкой и обработкой урожая. «Я рожден быть хозяином и больше ничем»,  — говорит он о себе. Его играет Александр Балуев, которому, по словам Веры Глаголевой, удалось сделать из «ходульного» персонажа, так скупо упоминаемого в пьесе Тургенева, живого человека.

Дружбой с ним придется пожертвовать Михаилу Ракитину, который возьмет на себя расплату за страсть своей возлюбленной.

В то время как на первом плане картины кипят дворянские страсти, в уединенном уголке усадьбы по-деловому сухо, без всяких сантиментов, устраивают свою личную жизнь люди более низкого сословия. Так возле конюшни доктор Игнатий Шпигельский делает предложение француженке-компаньонке Ислаевых, засидевшейся в девках. «Я человек небогатый. Но практика у меня порядочная, больные мои не все мрут. У вас, по вашим словам, 15 тысяч наличных денег. Это все, изволите видеть, недурно», — приводит аргументы он.

 «Вспыхнуло и погасло»,  — говорит в финале картины о бешеных чувствах, возникших между ним и Натальей Петровной студент Беляев. Вспыхивают и гаснут в ночи перед дворянским домом огни фейерверка — за ним из окна наблюдает измученная Наталья Петровна, трагическое выражение лица которой все же не дает зрителю ответа на вопрос: «А была ли любовь?»

Вера Глаголева: «Рэйф Файнс знает наизусть всего «Евгения Онегина»»

Автора картины публике представил президент «Амурской осени» Сергей Новожилов, отметив, что это один из самых близких для него людей. «В этом году у нас как никогда сильный конкурс кино. И сегодня будет показана особая для меня картина. Ее представит особый для меня человек, который ее сделал, — сказал Сергей Владимирович. — Мы в шутку друг друга называем брат и сестра, хоть мы и не родные по крови. Но уже столько всякого вместе пережито. Для меня это один из самых близких людей. И я очень рад, что свою картину она отдала в конкурс только на «Амурскую осень».

Вера Глаголева рассказала зрителям, что съемки картины были для нее счастьем.

— Мы делали фильм с огромной любовью к России, к Тургеневу. Я надеюсь, что вы почувствуете эту любовь тоже. Это огромное счастье — работать с таким материалом, с такими актерами, — поделилась Вера Витальевна.

На пресс-конференции она призналась, что сама в свое время играла в театральных постановках этой пьесы юную воспитанницу Верочку. А идея экранизировать «Месяц в деревне» к ней пришла около четырех лет назад. Тогда же решено было задействовать в одной из главных ролей — друга семьи Михаила Ракитина — актера Рэйфа Файнса, который с радостью согласился сниматься. Как оказалось, известный британский актер — большой поклонник русской классики и прекрасно говорит по-русски. 

Возрастная категория материалов: 18+