Фото: Игорь АгеенкоФото: Игорь Агеенко

— Вера Витальевна, здравствуйте, рады вас видеть вновь на «Амурской осени». Почему вдруг возникла идея экранизировать не совсем популярную пьесу Тургенева «Месяц в деревне»?

— Когда-то в самом начале своей актерской карьеры я получила предложение от режиссера театра на Малой Бронной Анатолия Эфроса сыграть роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне». В силу обстоятельств от него пришлось отказаться, после я долго об этом жалела. Идею экранизировать эту пьесу Тургенева я долго вынашивала в своем сознании. После кинофильма «Одна война» мне хотелось создать не менее серьезное кино, где будут глубокие чувства и переживания, любовь, благородство, дружба. Но сегодня об этом не пишут.

Четыре года назад, не найдя подходящий материал, я обратилась к русской классике. Хотя вы правы — сегодня она неактуальна. Поэтому под Тургенева было трудно найти деньги. Многие государственные инстанции нам отказывали, а частные инвесторы даже не хотели слушать. Кто на Тургенева пойдет, кому это нужно? Вообще прокатная судьба российского кино очень сложна, а классику протолкнуть нереально. Люди разучились смотреть кино неспешное, кино про высокие чувства.

— Удивительная операторская работа, картина получилась такой европейской…

— У меня был чудесный оператор — Гинтс Берзиньш, латыш. Он много снимает в Европе, у него действительно европейский уровень. Он очень художественный человек, тонко чувствует картинку. Мы относили свои изображения к картинам Венецианова. Мне вообще везет на операторов. К фильму мы готовились четыре года.

— Обратная сторона барской любви — быт и жизнь дворян и простого народа так точно выписаны в вашей картине. В каждом кадре максимальная схожесть. У главной героини я насчитала пять пар разных сережек. За два дня действия она несколько раз меняла наряды.

— Но она же богатая женщина! Кстати, все украшения взяты из антикварного магазина. Они были сделаны как раз в 1850 году — этот год мы взяли за образец. Кольца и серьги — все настоящее. Костюмы шили по французским журналам тех лет, открывали и смотрели, что нравилось. Долго выбирали ткань: найти натуральную, максимально похожую, было достаточно сложно. В целом нам хотелось показать Россию середины 19-го века такой, какая она была. Я много читала об этом времени, по крупицам собирала информацию. Опиралась на замечательную книгу «Твой друг и мать, Варвара Тургенева». Произведение издали сотрудники музея Тургенева в Спасском-Лутовинове. Это большой научный труд, письма матери к сыну, читать увлекательно. Узнаешь такие мелочи про давно минувшую жизнь. В ней я вычитала, что у маленького Ивана Тургенева был гувернер, выписанный из  Швейцарии. И он был одним из лучших гимнастов в Москве. Поэтому в моей картине гувернер-немец выделывает акробатические трюки.

Поэтому под Тургенева было трудно найти деньги. Кто на русскую классику пойдет, кому это нужно?

Друг семьи Ракитин, влюбленный в жену своего друга, привозит той орхидею венерин башмачок. Оказывается, этот цветок, росший в Альпах, в 1851 году был занесен в Красную книгу Швейцарии. Сам фильм снимался в Смоленской области в имении Глинки. Мы много посмотрели различных «дворянских гнезд». Самое ужасное, что большинство находилось в удручающем состоянии. От некоторых только один фундамент остался. В справочнике читаешь: в такой-то области было 200 усадеб. А по факту осталось две. И это страшно, свое прошлое забывать нельзя. Усадьба Глинки тоже была разрушена, но в 80-х годах восстановлена с нуля по оставшимся документам. Главное — там сохранились аллеи и вековые деревья, посаженные триста лет назад. Таких больше нигде в России не увидишь. Все вырубается и застраивается.

— Как вам удалось привлечь в проект мировую знаменитость — англичанина Рэйфа Файнса?

— Мы провернули целую аферу. Когда только возникла идея о создании фильма и у нас не было ни копейки, мы с продюсером сидели и мечтали, кого бы мы хотели видеть в роли Ракитина. Конечно, Файнса. И вот узнаем, что этот артист приезжает в Россию на кинофестиваль. Когда мы познакомились, я в шутку назвала его Ракитиным. Оказывается, Рэйф прекрасно знает этого героя, так как играл Евгения Онегина. А с 1997 года он изучает русский язык, знает наизусть «Евгения Онегина», читает стихотворения других русских классиков. С тех пор началась наша дружба.

Я подарила ему диск своего фильма «Одна война», он посмотрел и пообещал, что обязательно сыграет роль Ракитина. На съемки он прилетел за два месяца до их начала, все это время подтягивал русский язык. Это потрясающий актер, потрясающая личность. Изображать безумную безответную любовь, с которой ради дружбы ему придется расстаться, мучительно. Рэйф Райнс осунулся, похудел. Прямо на глазах превратился в молодого старичка. Борьба, долг, честь, благородство — читалось в его глазах. Свою роль он не только прекрасно сыграл, он ее прожил физиологически. Кстати, Рэйф был нашей путеводной звездой, под него дали деньги — латыши, французы и англичане. Действительно, нет пророка в своем отечестве, русская классика на Западе весьма популярна. «Месяц в деревне» ставится в Англии чаще, чем в России.

— Вообще подбор артистов в «Двух женщинах» впечатляет.

— Были довольно жесткие пробы, которые длились ровно год. Без проб прошли Файнс, Балуев и питерская актриса Лариса Малеванная. Роли молодых людей сыграли тогда еще студенты Никита Волков и Аня Ливанова. Исполнившая главную роль Анна Астраханцева — тоже питерская актриса. Я считаю, что она — удачное попадание в цель. Мне хотелось, чтобы актриса была не очень известной, а главное — не сериальной. У Астраханцевой удивительное лицо, словно сошедшее с гравюры 19-го века. Сразу же на наше предложение откликнулась замечательная француженка Сильви Тестю, в копилке которой два Сезара. Нам нужна была такая же смешная дама на крошечную роль гувернантки. В киноленте также снялись в эпизодах сотрудники музея и их дети. На роль садовника был приглашен местный поэт. Невероятные, интеллигентные, русские лица в глубинке. Таких, увы, осталось мало. 

Возрастная категория материалов: 18+