Новые старые временные рамки

Напомним, проект закона «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции…» был принят в первом чтении в конце июня, до этого из него исключили пункт, который вызывал наибольшее возмущение у предпринимателей, — ограничение по минимальному размеру занимаемой площади. 

Несмотря на то, что этой темы не было в повестки встречи бизнесменов, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Игорь Горевой сам заговорил о планируемых нововведениях. По его словам, с 1 октября в Приамурье планируют снять режим ЧС и отменить так называемый сухой закон, который действует с августа прошлого года.  

— Чтобы не было разрыва есть необходимость принять новый документ о регулировании торговли алкоголя на сентябрьской сессии Заксобрания, чтобы основная часть закона вступила в действие с 1 октября одновременно с отменой сухого закона, — отметил Игорь Геннадьевич.  

Как напомнил министр, продажу алкоголя предлагается разрешить с 11 до 19 часов. Хотя были другие предложения — сделать  час «икс»  в 21 час  — наверняка  они тоже прозвучат и на сессии, предположил Горевой.  Проект закона проходит обсуждение в комитетах Заксобрания. Судя по отсутствию возражений и вообще реакции можно сделать вывод, что  предприниматели  уже смирились, что необходимы ограничения по времени  и не воспринимают их в штыки.

Жилое прошлое выйдет боком магазинам

— Вступать в действие закон будет тремя частями, —  уточнил  министр. — Если законопроект примут, то вторая часть начнет действовать  с  1 января 2015 года. Она содержит новые требования к объектам общественного питания — чтобы они были оборудованы в соответствии с законом (в зале должно быть не менее 6 столов и 24 посадочных места. — Прим. АП). Бизнесменам дается еще три месяца на подготовку.  Последняя часть закона вступит в силу с 1 апреля 2015 года. Ограничение коснется объектов торговли, которые расположены в жилых домах, и  изначально проектировались  как квартиры, а не как объекты общественного назначения.

Продажа градусной продукции будет запрещена в помещениях, размещенных в подвалах и на цокольных этажах домов, а также в бывших квартирах независимо от того, продают ли они алкоголь в розницу или под видом общепита. Эти ужесточения — ответ властей на ухищрения предприимчивых продавцов пенного- чтобы сократить количество лазеек, которыми пользуются  пивнушки, мини-бары и закусочные в домах. Пункт о «жилом прошлом» вызвал больше всего возмущений представителей бизнес-сообщества. Под дополнительные санкции попадут в области, по оценкам специалистов, более 400 объектов.  

— Поясните по поводу помещений, переведенных в нежилой фонд, — обратилась председатель совета по малому и среднему предпринимательству при главе Райчихинска Александра Богачева. — 20 лет назад я сама была в такой ситуации — мы купили квартиру,  делали проекты,  переоборудовали ее. Собиралась комиссия из 20 человек, то есть было принято решение, что помещение подходит под торговлю: конкретно в свидетельстве написано — магазин. Таких у нас в городе будет предпринимателей 30. Все было законно, мы платили деньги за перепроектирование. А сейчас вдруг наше помещение  не соответствует. На каком основании нас лишат права торговать пивом  и спиртным? 

— Через суд признаете, что это не магазин, а квартира? — посыпались вопросы от других бизнесменов к чиновникам. — А нам что делать? выбрасывать оборудование и заселять жильцов?!

Как отметили чиновники, магазины, которые изначально были предусмотрены в жилых домах, будут работать, как и прежде. С остальными будут разбираться индивидуально.

— Мы сделали выборку, — рассказала первый заместитель министра Ольга Лиштаева. — На сегодняшний день по области всего 24 объекта, которые  находятся в жилых домах, спорных. Речь у нас в законе шла  о тех помещениях, которые были жилфондом, переведены в общепит последние 3-4 года. Вы будете торговать и доказывать, что это у вас была не квартира и помещение подходит для торговли.

— Так это и была квартира! Она была переведена в нежилое  на законном основании!.. — с возмущением продолжала Богачева.

— К каждому будем подходить отдельно, – уклончиво ответили представители министерства, выступившего автором законопроекта.  

— Как? Если это будет закон, — раздался ропот с разных концов стола. Каким образом будут разграничивать новоиспеченных алкоторговцев и магазины с 20-летней историей, и будут ли вообще, дискутирующим осталось непонятно. — Вы будете через суд доказывать... 

— Заведомо абсурдный закон. Мы все делали законно. А сейчас вынуждены будем судиться, тратить деньги, — не унималась  предпринимательница. — На одних продуктах много не заработаешь…

— Если закон будет говорить так, придется  его выполнять, —  вступил в полемику Игорь Горевой. — Если вы считаете, что он нарушает права, противоречит чему–то,  будете подавать в суд. А как по-другому?! Об амурчанах никто не думает.

Впрочем, это был единственный момент, в котором присутствующие бизнесмены сходились во мнении и спорили с чиновниками. Бурю негодования уже в рядах самих предпринимателей вызвало замечание о том, что ИП и сейчас обходят букву закона, продают алкоголь от имени крупных оптовиков.

— Наверное, скажу крамольную вещь, — взяла слово  председатель координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации Тындинского района Галина Роденкова.  — Закон о реализации алкоголя замечательный, но, к сожалению, в глубинке ничего не решает. До тех пор пока будут выдаваться лицензии на реализацию алкогольной продукции оптовым компаниям, в которых будут перечислены 60-80 арендуемых помещений в области, в деревнях, сельских магазинах  закон не будет работать! Деревня утопает в водке! В селе Соловьевск три ООО, две лицензии всего, все остальные торгуют водкой  под «Кристалл— Амуром» и неважно, что у них  25 квадратных метров, торгуют все! И это происходит  во всех селах. Что нам дает этот закон? Я выражу общее мнение — да не хотим мы, предприятия ООО, работающие законно  оформлять лицензию, увеличивать уставный капитал! Мы тоже просто заключим договор с «Кристалл-Амуром», сдадим 25 квадратных метров в аренду. Мое предложение — запретить оптовым компаниям оформлять лицензии на арендуемые площади в сельских поселениях.

— На основании чего? —  усмехнулись сразу несколько человек.— ИП в принципе по закону  не могут реализовывать алкоголь. А они сдают площадь и на двух квадратных метрах продают, — привела аргумент Галина Викторовна.  

— Да, сдают в аренду, ничего не нарушают, — резонно заметили другие участники. Дискуссия переросла в гул.

— Вы хотите конкурентов устранить?  — с улыбкой поинтересовался обращаясь к инициатору председатель Совета предпринимателей при главе Константиновского района  Евгений Пронин.

— Я высказываю позицию ООО, — ответила женщина. — Если предприниматели хотят продавать алкоголь  —  пусть  создают общество, покупают лицензию, соблюдают закон и работают.

— Ваша позиция понятна, вы хотите сами заработать денег, —  иронизировали, перекрикивая друг друга,  члены совета. — К чему вообще эти сказки?!

— Вот вы сами друг другу и ответили, большое спасибо, — резюмировал министр  Игорь Горевой. — У каждого свои бизнес-интересы, и мало кто думает о населении области.

Госдума развяжет руки регионам 

Федеральные законодатели поощряют борьбу за трезвость, которая ведется на местах и собираются расширить полномочия субъектов РФ. Так, в Госдуме обсудят сразу два законопроекта, ограничивающих продажу спиртного. Первый запрещает торговлю горячительным в барах, кафе, ресторанах, расположенных в многоквартирных жилых домах. Депутаты предлагают «дать региональным властям право запрещать предпринимателям, открывающим организации общественного питания в многоквартирных домах, в помещениях, переведенных из жилого в нежилое, розничную торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой и более крепким алкоголем, — пишет РГ. —  Объясняют они инициативу тем, что жители домов часто жалуются, на такие кафешки, а конкретно — на доносящийся оттуда шум и многочисленные нарушения общественного порядка», — цитирует правительственная РГ пояснительную записку к законопроекту. Второй документ запрещает торговать алкоголем в зданиях органов госвласти всех уровней от федеральной до муниципальной.